Осип Мандельштам написал однажды: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить». А задолго до него Барух (Бенедикт) Спиноза, 380 лет со дня рождения которого исполнилось сегодня, сформулировал тезис, и поныне лежащий в основе европейского типа мышления: «Хочешь познать вещь (сути вещи) – построй ее».
Кантианский «гносеологический переворот» едва ли бы состоялся без этого тезиса, хотя формально Кант не уделил ему внимания. Просто он, как древнегреческий эйдос, благодаря Спинозе уже витал в атмосфере европейской культуры. С этой атмосферой его впитали и Шеллинг, и Фихте, и Гегель, и Маркс. Позднее он нашел свое развитие как в Старом, так и в Новом свете: в концепции познания как конструирования Дж. Дьюи, отчасти в прагматизме Ч. Пирса, в теориях действия М. Вебера, Т. Парсонса и Ж. Пиаже, в различных версиях деятельностного подхода в отечественной и зарубежной психологии, в последние десятилетия – в «социологии действия» Алена Турена и др. «Эйдос» Спинозы еще маячит в социальном конструктивизиме П.Берегера и Т.Лукмана. В более поздних формах конструктивизма, включая новейшие, - скорее, в виде фантома с вывернутым наизнанку смыслом.
Но вернемся к башням Мандельштам и к Спинозе. Самая первая наша башня будет устойчивой, не развалится под нами только в том случае, если в ходе ее строительства (в «акте творения», по терминологии Спинозы) мы откроем и учтем те всеобщие закономерности, которые придадут устойчивость и второй, и третьей, и четвертой, и двадцать пятой башне. Пусть их еще нет в нашем проекте. А в действительности они окажутся очень разными, совсем не похожими друг на друга. А, может, это будут и вовсе не «башни». И кто-то сразу узнает в одном яблоке все, в ранетке – белый налив или апорт, хотя не пробовал ни того, ни другого. А кто-то – закон всемирного тяготения, который яблоком никак не является. По Спинозе, это становится возможным потому, что наши руки строят «башни» силой Мышления – главного участника этого строительства. Мышления – не как индивидуальной способности, а как атрибута Субстанции (Бога=Природы), которая осознает в нас, в наших действиях себя. И творит через них себя в качестве causa sui. «Причины самой себя».
А в причину мы обязаны вникнуть, занимаясь уже возведением первой «башни». Или чего-то другого. Иногда даже способного взлететь…
Владимир Кудрявцев
О Спинозе на сайте Владимир Кудрявцев
:
Э.В.Ильенков. Мышление как атрибут субстанции
Э.В.Ильенков. Вопрос о тождестве бытия и мышления в домарксистской философии
На развитие сайта