Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Информация к размышлению. Посадить дошколенка за парту?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 114
  •  
    • 0

Тема реформирования системы российского образования сегодня одна из самых острых.

До сих пор непонятно, что же будет с аккредитацией наших высших учебных заведений - сколько их останется после реформы и как это повлияет на стоимость высшего образования. Но повышенное внимание к этой проблеме отводит на второй план реформирование системы дошкольного образования. А в этом разделе, поверьте, происходит немало важного и интересного. И что повлечет за собой эта часть реформы, пока не берутся предсказать не только специалисты Министерства образования, но и разработчики проекта, профессора и экономисты.

Тем не менее уже сегодня министерством разработан стратегический план по переводу детей на предшкольное образование к 2008 году. Но эта тема широко в прессе не обсуждается. Почему?

Министерство - за!

Впервые понятие предшкольное образование прозвучало в конце прошлого года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения термин породил путаницу: некоторые восприняли это как "нулевой" класс, кто-то посчитал, что министр говорил о дошкольном воспитании.

Подробные пояснения - что это такое и как оно будет развиваться в России, дал заместитель директора департамента государственной политики и образования МОН РФ Игорь Реморенко.

По его словам, предшкольное образование - термин, который распространен во всем мире. В основном необходимые знания дети получают в детских садах. Но в последнее время широкой популярностью пользуются так называемые группы подготовки к школе, работающие при школах или других учреждениях. Вообще сегодня существуют несколько качественных методик предшкольного образования, например, "Радуга", "Дом радости", "Гармония", "Золотой ключик" и некоторые программы, берущие за основу "Монтессори-педагогику". Но есть и такие, которые не только не идут на пользу детям, но и, по мнению психологов и педагогов, наносят определенный вред. Отдельные дошкольные учреждения пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы. Существуют вполне реальные программы подготовки детей к школе, которые учат дошколят оперировать понятиями оксокаэдр или додекаэдр!

Как показывает практика, ребенок, прошедший такую подготовку, даже если он в 1-2 классе демонстрирует лучшие результаты, уже с 3-го класса начинает заметно уступать своим сверстникам, прошедшим "правильную" подготовку.

Что же по представлению сотрудников Министерства образования является качественной и правильной предшкольной подготовкой?

Согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка.

В настоящее время детское дошкольное учреждение самостоятельно выбирает программу для обучения детей старшего дошкольного возраста. Министерство образования и науки РФ, с одной стороны, выступает за вариативность форм и методик обучения. Но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. У 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность. Поэтому, с другой стороны, возникла необходимость разработать общие рекомендации по образованию детей старшего дошкольного возраста. Основная задача разрабатываемых рекомендаций - создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.

Благодаря внедрению рекомендаций планируется к 2008 году охватить дошкольным образованием 70% детей в целом по стране.

Однако в Министерстве образования прекрасно понимают, что одними рекомендациями по методикам обучения проблему с предшкольным образованием не решить. Далеко не все дети имеют материальную возможность для посещения дошкольных учреждений. Поэтому одним из важнейших моментов в проекте по развитию предшкольного образования занимает разработка рекомендаций по внедрению механизма дифференцированной оплаты пребывания ребенка в детском саду. Что же предлагает министерство? Всего лишь, чтобы состоятельные родители оплачивали услуги по содержанию ребенка полностью, а семьи с низким уровнем дохода - получали субсидию, которая покроет недостаток средств из муниципального бюджета. Более того, предполагается, что введение опыта дифференцированной оплаты в целом по стране будет способствовать выравниванию возможностей детей из различных социальных слоев для получения предшкольного образования.

Идет речь и о повышении квалификации сотрудников дошкольных учреждений, поскольку для преподавания специальной предшкольной программы сотрудник дет-ского сада должен быть более квалифицированным.

Остается один вопрос: во сколько же все это выльется российской экономике? Сегодня, и здесь уже все просчитано, что касается развития системы предшкольного образования, то, по словам Реморенко, на составление рекомендаций для регионов потребуется не более одного миллиона рублей. Естественно, что внедрение разработанных программ может потребовать дополнительных, но также незначительных расходов - с 2007 года около 3 млрд рублей из бюджетов регионов РФ.

Наука - против!

В том, что менять систему дошкольного образования необходимо, не сомневается даже наука, поскольку сегодня - это мировая тенденция. Так сравнительно недавно в Финляндии произошла передача дошкольных учреждений из ведомства социальной защиты в ведомство образования, ее примеру последовала Латвия. Но в России, как утверждает доктор психологических наук профессор Владимир Кудрявцев, сегодня просто пытаются оформить худший из вариантов построения, а на деле - разрушение базисной системы образования.

Почему так резко высказывается профессор Кудрявцев? В первую очередь он обнаружил в проекте ряд нестыковок законодательного характера. К примеру, согласно принятому ФЗ № 122 дошкольные учреждения передаются в ведение органов местного самоуправления. Но поскольку министерство предлагает ввести предшкольное в структуру общего образования, возможно, дошкольные учреждения, на базе которых предполагается его осуществлять, останутся в федеральном (региональном?) ведении, а те, где этого делаться не будет, отойдут органам местного самоуправления? Второй вопрос, который волнует педагогов, заключается в том, что под выравниванием стартовых возможностей дошколят ряд сотрудников министерства подразумевают, что в ходе предшкольной подготовки ребенок должен научиться читать, писать и пользоваться персональным компьютером.

По словам Кудрявцева, результаты современных научных исследований свидетельствуют о том, что форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии. То есть, средства достижения поставленной министерством цели бьют по самой этой цели!

По мнению психологов, подобная "подготовка" дошколят в итоге оборачивается быстрым угасанием интереса к школьному обучению (уже в первом классе!). Кроме того, психологи и педагоги абсолютно по-иному трактуют и зарубежный опыт. Например, в Европе "школьные" занятия с детьми пяти, шести, семи лет больше напоминают детсадовские формы. Дети воспитываются в режиме игры, свободного творчества, общения, а не постигая учебные дисциплины. В Японии вообще собираются продлить обучение в этом режиме до одиннадцати лет. Ни для кого не секрет, что наша школа, тем более - традиционная, массовая, всего этого обеспечить не сможет. Кстати, опыт обучения шестилеток в нашей стране уже был и признан однозначно неудачным. Напомню, что в 1980-х годах эксперимент охватил 50 000 детей, обучавшихся в течение одного года и в детском саду, и в школе. Он выявил принципиальную физиологическую и психологическую неготовность шестилетних детей к обучению в школе, а, кроме того, негативное влияние школьного обучения на их здоровье. Так 38% маленьких участников эксперимента сошли с дистанции - были отчислены из школ только из-за психоневрологических отклонений.

Но полезно или не полезно малышам обучаться в школе - это еще полвопроса. А где взять профессионалов, способных дать детям это самое предшкольное образование, и во сколько выльется их переподготовка?...Почему-то специалисты, мягко говоря, не доверяют цифрам, озвученным сотрудниками Министерства образования. - Помимо разработки и внедрения программно-методических материалов, необходима и реструктуризация сети дошкольных учреждений, - предполагает Кудрявцев, - создание новых типов образовательных учреждений, организация системы подготовки (переподготовки) кадров с открытием новых специальностей и факультетов и многое другое, что едва ли уложится в указанный бюджет.

В данном случае экономия не уместна. Желаем мы того или нет, речь идет о формировании нового статуса дошкольного образования. Очевидно, что этому должна предшествовать комплексная научно-практическая работа, которую необходимо одновременно разворачивать на социальном, экономическом, правовом, организационно-управленческом и методическом уровнях. И не надо обольщаться: такая работа требует времени и затрат, в том числе - финансовых.

Фаина Неверова

Источник: Новости Югры. 23.05.2005




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Информация к разным размышлениям. Собрать все книги, да и...?
31-08-2006
Информация к разным размышлениям. Собрать все

Приношу извинения коллегам
23-09-2005
Приношу извинения коллегам

Информация к размышлению. Плата за предшкольное образование?
14-06-2005
Информация к размышлению. Плата за предшкольное

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (17)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (48)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх