Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Маргарита Попова (Институт психологии и образования, Роскильдский Университет, Дания). Датская школа: педагогика между строк

Маргарита Попова (Институт психологии и образования, Роскильдский Университет, Дания). Датская школа: педагогика между строк

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 375
  • печатать
  •  
    • 0

Маргарита ПоповаСтатья опубликована в сборнике: «Школа 21 века». Материалы Международной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет, 2012. Под ред. Вачковой С. Н.,  Коджаспировой Г. М.


Система образования в датской школе, в том числе структура образования, достаточно подробно описана в работе Л. Г. Шкоркиной «Народное образование Дании», которая базируется на официальных документах. Особенности датской школы свежим взглядом гостя отражены в статье О. Леонтьевой «Система образовании в Дании». Я остановлюсь на том, что в официальных документах не написано, но что читается в школьной педагогике между строк, день за днем. При описании буду использовать свой собственный опыт взаимодействия с датской школой – опыт мамы, члена попечительского совета государственной школы, работника образования, научного сотрудника. Гуманистические ценности датской педагогики будут предметом этой статьи. Конечно, это очень большая тема, которую в данном случае мне удастся только обозначить.


Задачи школьного обучения. В датской школе, как ни странно, положение определяет не Министерство образования Дании. Министерство образования, естественно, разрабатывает все необходимые нормативные документы. Однако директивы Министерства образования приходят в школу не прямым путем, а опосредованно - преломляясь через призму решений учительского профсоюза и политиков, а также датскую ментальность и ценности датской демократии.


Два главных завоевания датского учительского профсоюза отличают работу датского учителя от российского, это - «методическая свобода» и решение о том, что учитель не несет ответственности за результаты обучения. Понятие «методическая свобода» означает то, что каждый учитель может преподавать так, как он считает нужным, на деле это выглядит – «как может». Методическая свобода учителя привела к тому, что, во-первых, при подготовке учителя в профессиональном учебном заведении не изучаются методики преподавания предметов, и, во-вторых, исключается контроль за работой учителя в классе.


Другое завоевание – решение о том, что учитель не несет ответственности за результаты обучения – означает то, что у учителя нет обязанности «научить» ученика на уроке и, тем более, за его пределами. Качество подготовки домашних заданий – не дело учителя, как и многие другие составляющие учебного процесса, например, дать сильному ученику дополнительное задание, чтобы он работал, а не скучал, или установить дисциплину в классе, чтобы обеспечить ученикам возможность слушать и выполнять задания. Результаты обучения, домашние задания – это ответственность родителей и самого ребенка.


Общий подход к обучению основывается, осознанно и неосознанно, на идеях датского философа Н. Ф. Грунтвига, прежде всего на той мысли, что задачами школьного обучения являются просвещение и образование. На практике первая задача реализуется как ликбез – ликвидация безграмотности, которая базируется на принципе доступности образования всем гражданам страны. Доступность образования понимается буквально - как с материальной точки зрения, так и с интеллектуальной, то есть содержание обучения рассчитано на усредненный вариант ученика. Такая постановка вопроса имеет соответствующие следствия: минимальный уровень образования имеют все благодаря государственной школе, более высокий уровень образования – дело частных школ и проблема родителей. Вторая задача – образование – понимаемая в российской педагогике, прежде всего, как совокупность знаний – в датской педагогике имеет более широкое значение. Кроме того, знания здесь - не самая большая ценность.


В документах Министерства образования Дании цель школьного образования формулируется так же, как и в документах Министерства образования любой другой страны: знания, умения, навыки. Современные педагогические исследования прибавляют к этому компетентность, или компетенции. Однако «педагогика между строк» говорит иначе, и это показывают частные беседы с учителями. Приведу фрагмент диалога русского родителя с учителем одной из датских школ:


- Почему вы так плохо учите детей в школе? Такой низкий уровень знаний им даете?


- Понимаете, в датской школе нет задачи: давать детям знания.


- Какая же тогда у школы задача?


- Научить ребенка любить себя.


- Кто же будет заниматься образованием ребенка?


- Видите ли, надо иметь в виду, что Дания – это маленькая сельскохозяйственная страна. Нам не нужно много высокообразованных людей, нам их некуда трудоустраивать. Но нам важно, чтобы каждый в нашем обществе чувствовал себя хорошо.


Понимание качества образования связано здесь не с количеством знаний как таковых, а с умением их применять. С другой стороны, сам подход к обучению в школе, когда ничего не  задают учить наизусть и принцип «повторение – мать учения» отсутствует, – такой подход не создает условий для формирования знаниевой основы школьного образования в принципе.


Так или иначе, акцент в датской школе смещается в пользу воспитания гражданина, в фокусе оказывается социальная компетентность ученика. Интересно, что именно по уровню развития социальной компетентности определяют готовность ребенка к школьному обучению. Ребенка могут оставить в детском саду еще на год, несмотря на его интеллектуальную готовность, если он не готов к школе «социально». Уже в младшей группе детского сада ребенку могут «поставить диагноз» «социальная некомпетентность», если он играет один, если хочет делать не то, что другие, если он проявляет своеволие и не очень ладит с товарищами. В школе тоже детей приучают следовать правилам и уважительно относиться к правилу как таковому, то есть тому, что обязательно должно выполняться. Ребенок должен быть толерантным по отношению к чужому мнению и аккуратно, непрямо уметь высказывать свое собственное. Вежливость и дружелюбность – азбука социальной компетентности. Самостоятельность и ответственное поведение – основа социальной компетентности, это - то, что формируется всей организацией школьной жизни каждый день. Сдержанность в проявлении чувств – безусловная ценность конструктивного общения в датском обществе. «Тихо и спокойно!» - наиболее часто встречающееся обращение педагогов к ученикам, родителей - к детям.


Социум и педагогика школы.


Как известно, система отношений между субъектами образовательного процесса отражает то положение, которое реально существует в семье и в обществе в целом. Уважение к ребенку, как базовая ценность, приходит в датскую школу из общества: из общественного сознания, из общественных отношений. В некотором смысле не только педагогику Дании можно назвать «центрированной на ребенке», но и все окружающее ребенка коммуникативное пространство. Это не значит, что его опекают или развлекают, но его всегда «замечают» в общении первым. Типичная ситуация: стоят две мамы со своими детьми, подходит третья, незнакомая двум другим, с ребенком – приятелем другого ребенка - одной из мам. Знакомство осуществляется следующим образом: «Это Виктория! - указывая на ребенка, скажет общая знакомая, - а это - ее мама». В большинстве случаев мамы плохо знают, как кого зовут по имени и называют друга, просто, например, «Сарина мама». Это может звучать и в прямом обращении: «Здравствуйте, Сарина мама». Когда такая ситуация происходит не раз и не два, а является нормой отношений, то ребенок чувствует свое значение уже с первых дней своей социализации, понимает, что у него есть свое собственное место, что он сам по себе, а не приложение к взрослому. При этом другие регуляторы его поведения вступают в силу и не дают ребенку «пользоваться» своим «привилегированным» положением.


Важно не только то, как относится к ребенку знакомый взрослый, но и то, как к нему относятся незнакомые люди в общественных местах, в транспорте, в поликлинике. Так, в Дании служащие и посетители, прохожие и попутчики всегда терпеливо и с интересом ответят ребенку на его вопросы, и будут отвечать столько, столько ему потребуется. В самом датском обществе ребенок воспринимается взрослым окружением не как младший, а как равный, независимо от того, сколько ему лет.


Эта привычка относиться к ребенку с уважением переносится и в школу. В своде законов об образовании, в документах Министерства, как и в учебниках по педагогике не написано, что в школе нельзя оказывать морального давления ни на кого из субъектов образовательного процесса, однако это негласное правило действует как закон. Исключения из правила бывают, что только подтверждает само правило: ни ребенка, ни тем более его родителей, нельзя отчитывать, повышать голос, ругать, «ставить на вид», вызывать родителей, выносить общественное порицание, то есть оказывать моральный или психологический пресс в той или иной форме. «В датской школе не принято делать замечания детям» - сообщает директор школы родителям-иностранцам.


На родительских собраниях, которые проводятся не чаще, чем два раза в год, не называется имен, обсуждения проблем ведутся относительно поиска решений в конкретных ситуациях без «поиска виноватых». Собрание больше похоже на родительские посиделки за чашечкой кофе, чем на классное собрание: доверительные отношения, повествовательный, без критики, тон рассказчика у учителя, атмосфера сотрудничества. Вопросы успеваемости учеников выносятся за рамки общих собраний и обсуждаются на индивидуальных собеседованиях.


Культуре, или этике, собеседований придают большое значение, и проведение таких бесед требует от учителя специальных, хорошо отработанных, профессионально-педагогических умений. Обычно на каждом собеседовании присутствует два учителя – учитель датского языка и учитель математики, они же находятся в статусе классных руководителей (их, традиционно, два в каждом классе). Отмечу некоторые особенности проведения подобных собеседований учителей с родителями, вернее будет сказать, - собеседование учителей с учеником в присутствии родителей, потому что речь учителей обращена к ученику, а не к родителям. Сначала  родители только присутствуют при разговоре учителей с их ребенком: слушают, что говорят учителя их ребенку, что тот отвечает им. После завершения разговора, редко – в течение разговора,  родители могут  задавать свои уточняющие или другие вопросы учителю и своему ребенку, или дать свой комментарий услышанному, выразить свое беспокойство в связи с каким-либо вопросом или же, напротив, удовлетворение. На индивидуальное собеседование выделяется 45-60 минут, и это время тоже сопровождается чашечкой кофе. Последнее, понятно, используется как некий ритуал, символизирующий доброжелательность и готовность к конструктивному диалогу с учеником и его родителями, которые для датского учителя являются не «подчиненными», а партнерами, то есть равноправными субъектами учебно-воспитательного процесса. Партнерство предполагает отсутствие опеки со стороны учителя и делегирование ответственности за результаты обучения  семье.


Индивидуальные беседы проводятся два-три раза в год. Содержанием беседы являются успехи ученика по предметам и его социальная компетентность. Об оценках своего ребенка родители узнают именно на таких встречах, поскольку каждодневных оценок в датской школе нет, и дневников, соответственно, тоже. Два-три раза в год родители, таким образом,  «обнаруживают» успехи своих детей в так называемом «плане ученика». «План ученика» состоит из нескольких страниц, обычно 2-5, в которых кроме самих оценок, представлены мнения учителей-предметников о том, что у ученика получается хорошо, а что желательно улучшить. По некоторым предметам – датский язык, математика, английский язык, физика – выделяют несколько параметров, такие как: устный, письменный, понимание проблемы, чтение, правописание, понимание текста, сочинение, оформление работы.


В социальной компетентности выделяют отношение к себе и к другим людям: отношения с одноклассниками и учениками параллельных классов, то есть особенности функционирования ученика в группе сверстников, участие его в общих мероприятиях, способность быть хорошим другом, умение взять на себя инициативу, общительность и открытость общению, самостоятельность в суждениях, независимость от чужих мнений, ответственность за свои вещи, способность «руководить» собой и организовать себя. Этот репертуар качеств, оцениваемых в качестве социальной компетентности, не имеет стандарта и варьируется от школы к школе.


Завершая эту статью, хотелось бы обратить внимание на то, что гуманистическая педагогика, являющаяся буднями современной датской школы, родилась не в один день. Это - путь, который был выбран в свое время политиками и специалистами и поддержан обществом. Этот выбор, безусловно, отражает ментальность народа и его моральные ценности, по сути социалистические, в частности, признание за одним гражданином тех же прав, что есть у другого. Независимо от того большой он или маленький.


Анализируя педагогическую реальность, не будем забывать о том, что становление новой парадигмы обучения и воспитания – это динамический, диалектический процесс, в котором не только появляются приобретения, но и возможны потери. Строя позитивное новое, надо быть предельно внимательным к позитивному «старому» - классическому, традиционному, проверенному практикой. На примере датской школы, можно видеть, что «размытость границ» идеи равноправия фактически обесценила идею индивидуального подхода. Гуманистическая позиция по отношению к ребенку - «равные возможности для всех» плавно деформировалась в позицию «быть как все» и в еще более опасную позицию - «все как один».


В заключение отмечу, что в Дании существует большое различие между постановкой вопроса в школьном образовании и в «послешкольном», то есть – в гимназии, в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Там, в отличие от школы, много учатся и многому учат. Самая большая загадка датской педагогики на взгляд российского учителя, заключается в том, что, несмотря на очевидно низкий уровень образования в школе, выпускники вузов оказываются достаточно хорошо подготовленными и конкурентоспособными на европейском рынке труда.


Даже после десяти лет изучения датской системы обучения для меня, как исследователя, так и остается открытым вопрос: прав или не прав тот датский учитель, который сформулировал в интервью задачу школьного обучения следующим образом: «Главная задача школы – продлить как можно дольше ребенку детство». 


Литература:


  1. Леонтьева О. Система образования в Дании. Газета «Первое сентября», 2002, № 72. [Электронный ресурс] http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200207209

  2. Попова М.В. Одна и без охраны. Газета «Школьный психолог», 2011, № 4.

  3. Шкоркина Л.Г. Народное образование Дании. 1999. [Электронный ресурс]

pdf


  1. Bjerg J. (red.) P?dagogik - en grundbog til et fag. K?benhavn, Hans Reitzels Forlag, 2003, 636 c.

  2. Elle B., Nielsen K., Nissen M. (red.) p?dagogisk psykologi – positioner og perspektiver. Roskilde Universitetsforlag, 2006, 284 c.

Читайте также из сегодняшнего на сайте

Владимир Кудрявцев

:


 Недовольный Альбион. Британская школа намерена востребовать советский опыт


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
В.Т.Кудрявцев. Стать сильным - поделиться силой...
16-11-2013
В.Т.Кудрявцев.

В 2011 году дети пойдут в первый класс по новым правилам
21-12-2010
В 2011 году дети

Дмитрий Медведев - за отмену пятибалльной системы отметок
05-10-2009
Дмитрий Медведев -

Д.Медведев о приоритетах российского образования
09-11-2008
Д.Медведев о

Информация к разным размышлениям. Как и где учиться до школы?
08-02-2006
Информация к разным

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (17)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх