Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » На всех талантов образования не напасешься!

На всех талантов образования не напасешься!

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 227
  • печатать
  •  
    • 0

 


 


Олег Смолин


Олег Смолин. Каждый человек талантлив!


В прошедший четверг в Московской академии хореографии во главе с Ольгой Голодец состоялось заседание правительственной комиссии по выявлению и поддержке молодых талантов.


Состав комиссии чрезвычайно интересный. Виктор Садовничий, Ярослав Кузьминов, Любовь Духанина, Игорь Реморенко (зам. министра образования), Наталья Паршикова (зам. министра спорта), Григорий Ивлиев (зам. министра культуры) и целый ряд других известных людей.


Обсуждались меры по реализации Концепции развития одарённости. В основном это были темы, связанные с предоставлением грантов, отбора молодых талантов, участия в олимпиадах и т.д.


Когда дело дошло до меня, я напомнил коллегам, что опыт Советского Союза и Японии в 20 веке, Финляндии и Южной Кореи конца 20-го–начала 21 века однозначно подтверждает: высокий в среднем уровень образования граждан важнее отдельных выдающихся достижений. А потому, не возражая против грантов, отбора, олимпиад и прочего, считаю, что важнее создать творческую атмосферу в образовании для того, чтобы повышался этот уровень. Напомнил и, вольно пересказанную, цитату из Михайло Ломоносова: если мы хотим, чтобы у нас появились светила в науке, надо максимально открыть дорогу к образованию всем.


В этой связи поставил три вопроса.


Первый. Гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением предметов. Кстати, в такой школе, математической, работали мои родители, и берусь утверждать, что те дети не только математику, но и литературу знали значительно выше среднего уровня.


На Общественном совете при Минобрнауке перед Жоресом Алфёровым и мною целый ряд выдающихся наших учёных и педагогов поставил вопрос о том, сохранятся ли эти учебные заведения, поскольку их нет в новом законе.


Игорь Реморенко, зам. министра образования, отвечал нам, что есть в законе статья 82, посвящённая образованию людей с выдающимися способностями, и что вместо этих учебных заведений будут созданы так называемые нетиповые учебные заведения. Но он не смог точно ответить на мой вопрос: сейчас те, кто учатся в школах с углублённым изучением предметов, гимназиях, лицеях, составляют, возможно, до трети всех детей, сколько детей сможет учиться в нетиповых учебных заведениях? Вопрос остался открытым. Я не исключаю, что количество детей, которым будет доступно качественное образование в таких школах, сократится.


Второй вопрос. Влияние тестовой системы на развитие творческих способностей. По этому поводу меня активно поддержал В.А. Садовничий, и была принята рекомендация, чтобы Российская академия образования, в том числе психологический институт во главе с В.В. Рубцовым, специально поизучали этот вопрос. Лично я совершенно убеждён, что единый государственный экзамен губит, по крайней мере, часть способностей, связанных с развитием гуманитарного образования. В старших классах умирает культура художественного чтения.


Мнения были разные, но при поддержке Садовничего мы этот вопрос продвинули.


Третий вопрос, который мы обсуждали ещё на предыдущем заседании комиссии с Ольгой Голодец, и по которому она поддержала Смолина. Это идея постараться всё-таки в рамках школы, дополнительных часов, которые дают новые стандарты, обеспечить более разнообразное и многостороннее развитие личности ребёнка.


Ещё Пифагор считал, что основа развития личности – математика и музыка. Недавно оксфордские учёные переоткрыли то, что открыл Пифагор. Они показали, что музыка крайне полезно сказывается на формировании структур мозга у ребёнка.


Я напомнил, что, скажем, в школе Щетинина существует три равноправных цикла. Учебные предметы, жизнеустройство, т.е. труд, самообслуживание, и искусство.


Ольга Голодец поддержала эту идею, сказала, что они по этому поводу общаются с Валерием Гергиевым для того, чтобы ввести в большем объёме музыкальное образование в школьные программы и обещала на одно из следующих заседаний пригласить наших выдающихся специалистов в области художественного образования, чтобы эту тему продолжить.


В целом, повторю ещё раз, мне представляется, что сводить всё развитие талантов к поддержке только наиболее одарённых и способных, к их искусственному отделению от других детей неправильно. Надо создать максимальному количеству детей условия для развития творческих способностей. Кстати, в этой концепции, в целом во многом неправильной, есть одна замечательная фраза: каждый человек талантлив!


www.smolin.ru


 


Владимир КудрявцевКомментарий

Владимир Кудрявцев

: Последние открытия в области биологии показывают, что здоровые молодые клетки могут в известных пределах спасти больной и дряхлеющий организм. Но «спасительный материал» здесь поставляет сама природа. В образовании такие «клетки» надо выращивать. Не в закрытых образовательных учреждениях, а благодаря открытости и доступности качественного образования всем. Как писал в свое время В.В.Давыдов, советскую систему образования всегда «подстраховывали» талантливые учителя и талантливые дети. Не благодаря, а вопреки ей. Но все-таки, имея добротную и широкую содержательно-научную основу, эта система не захлопывала перед теми и другими дверей в мир высокой человеческой культуры, которую они, правда, часто «доусваивали» самостоятельно, «параллельно программе», в «неформальном» сотрудничестве друг с другом, в которое превращался урок.    


 Сегодня им не до того. Одни натаскивают на  ЕГЭ и «ЕГЭподобные» испытания других заполняют кипы «отчетных» форм для отражения успехов в этом деле, а часто и в делах к образованию, вовсе отношения не имеющих. В.В.Давыдов и его учитель Д.Б.Эльконин критиковали современную им школу за то, что в ней нет места учебной деятельности, которая заменена там «учебой». Заучить правило и научиться применять его при счете, чтении, письме, - еще не учебная задача. Учебная задача – изучить, исследовать, понять правило, вникнув в источник его происхождения и определив сферу уместности его использования. На одном-двух примерах, опыта работы с которыми хватит для остальных ста пятидесяти, пусть не похожи на них и друг на друга, но по сути однородных. Кстати, именно так подходят к учению способные и одаренные дети,  - это показано в старой (1968), но ничуть не утратившей актуальности книге В.А.Крутецкого «Психология математических способностей школьников»  (написанное этим блестящим ученым и педагогом, умным и честным оппонентом В.В.Давыдова, предстоит открыть и прочитать заново).  


В российской школе начала XXI века впору плакать уже не по волосам, а по голове. В ней вы не сыщите не то что учебной деятельности – «обычного» образования. Фрагментарная имитация образовательных процессов ради ритуальной отчетности, - этим занята сегодняшняя школа. Прикрываясь, к примеру, «деятельностной» идеологией ФГОС в начальных классах. Идеологией - хорошей для дела. Но, увы, она выродилась в трафаретную педагогическую риторику, которая порой звучит издевкой. Ведь это - «идеология» системы развивающего образования Эльконина - Давыдова, по которой даже в лучшие времена работало не более 10% российских учителей (ведь эта система, говорил Давыдов, - для любого ребенка, но не для любого учителя). Тем более – сейчас. В то время как в стране попросту нет образования, хотя на все обороты запущена огромная образовательно-бюрократическая машина, которая переработала чуть было  начавшие цвести и плодоносить деревца в макулатуру.    


Российские чиновники в свое время придумали в свое время выражение - «школа с повышенным уровнем образования». Это звучит, как «больница с повышенным уровнем вылечивания». Образования или вылечивания не может быть больше или меньше – это либо есть, либо его нет. В образовании, конечно, существуют различные уровни – скажем, образовательные ступени, степени подготовки, глубины освоения материала и т.п. Но к «элитарности» это ровным счетом никакого отношения не имеет. 


. . .Называйте особые образовательные учреждения хоть «элитарными», хоть «нетиповыми», но отдача от них может быть получена лишь при достаточно высоком интеллектуальном уровне массового образования. «Элитарное» образование, если оно желает нормально существовать в обществе, может и должно опираться на этот уровень. В этом заинтересована и вся система образования, общество, в целом. Не заинтересовано, пожалуй, только государство. Поскольку ему неинтересен человек, да еще и талантливый, к тому же – «каждый». 


По теме на сайте

Владимир Кудрявцев

: 


Две проблемы в изучении одарённости 


Одаренность - девиация в развитии креативности?


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Умные должны командовать умными (из интервью казахстанскому телеканалу «Хабар»)
10-10-2010
Умные должны

Умные должны командовать умными (из интервью
Рыцарь гуманной педагогики
13-01-2012
Рыцарь гуманной

Закон об образовании
01-08-2011
Закон об образовании

Игорь Реморенко: Высшее образование благодаря ЕГЭ стало доступнее для сельских детей на 10%
27-04-2009
Игорь Реморенко:

II том сборника "Развивающее образование"
17-05-2004
II том сборника

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (25)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх