Эти взгляды не противостоят – скорее, дополняют друг друга. Просто один из них – взгляд на праздник с позиций будней, другой – с позиций праздника. А уж, с какой позиции смотреть на праздник, выбирайте сами. Как, впрочем, и на будни…
Фото с сайта iwww.kar62.ru.
Психологи рассказали о новогодней магии и суевериях
МОСКВА, 26 дек — РИА Новости. Новогодние суеверия — это свидетельство того, что многие взрослые к 31 декабря снова становятся детьми. О том, почему в новый год возникает много ссор по пустякам и зачем нужна новогодняя магия, рассказала РИА Новости профессор кафедры мировой психотерапии МГППУ Екатерина Михайлова.
Новый год — это, по сути, выдуманный праздник, так как день, который для него выбран, ни с чем особенным не связан, считает психолог. Он не соотносится ни со сменой сезонов, ни с циклом религиозных праздников, ни с каким-либо памятным событием.
«Праздник — это по определению что-то в честь или в память. Так вот Новый год — не в честь и не в память, а просто так. Условная черточка, которая важна для того, чтобы держать дела в порядке, чтобы было летоисчисление. Не зря Новый год в разных культурах отмечался в разное время», — сказала она.
Тем не менее, Новый год — это символическая точка обнуления, приближаясь к которой люди подводят итоги и формулируют планы на будущее в большинстве своем из-за того, что все вокруг так же занимаются подсчитыванием годовых результатов, уточнила эксперт.
«Всякий переход всегда рассматривался как некая дверь между мирами, когда человек некоторым образом заглядывает в будущее, испытывает судьбу. Из-за того, что Новому году приписана эта функция перехода со всеми символами и атрибутами, к нему липнет все магическое и мистическое», — пояснила Михайлова.
Магия на всякий пожарный случай
По мнению психолога, под Новый год россияне всеми доступными средствами пытаются «впасть в детство» — окружают себя сказочными атрибутами и создают ощущение волшебства. В этом контексте все новогодние суеверия — это следствие того, что взрослые раз в году получают возможность снова стать детьми.
«Все эти старые приметы про то, что надо надеть что-нибудь новое, стишки-предсказания, задабривание животных-покровителей года означают веру людей в то, что от силы нашего желания и от правильности наших ритуалов зависит реальность. А это свойство мышления древних и детей», — сказала она.
Именно дети — главные приверженцы различных ритуалов, которые сами же и выдумывают, пояснила психолог. Взрослые люди, поддавшись всеобщему детскому веселью, вместе со всеми творят «магию» на всякий пожарный случай, не веря в ее силу.
По мнению психолога, многое в жизни взрослого человека зависит от того, как он умеет присматривать и договариваться с детской частью своей личности, не подавляя ее. Она напомнила, что активация своего «внутреннего ребенка», с одной стороны, очень полезна, но у нее есть и свои негативные последствия.
«Внутренний ребенок обидчив, завистлив, жаден, он не считается с реальностью, топает ногой, чтобы все было так, как он хочет, легко устает. В семьях в этот самый день, 31 числа, огромное количество конфликтов по пустякам, огромное количество обид по поводу того, что подарки не те, потому что все хотят быть детьми… А где же взрослые?», — пояснила эксперт.
Всенародное успокоительное
С точки зрения психолога, основная функция суеверий — успокоительная. Если они позволяют немного снять тревожность, то нет смысла ими пренебрегать, считает Михайлова.
«Все суеверия имеют более или менее одно назначение — сделать реальность чуть более предсказуемой и создать иллюзию какой-то ее управляемости. Если это работает, то на здоровье! Если бы у них не было такой функции, они бы не были такими живучими и не сгущались бы как раз в это время года», — сообщила эксперт.
Она также добавила, что с точки зрения магического мышления, которое у многих людей активируется под Новый год, совместное участие в каких-либо ритуалах лишь усиливает их роль. А так как Новый год — это, по сути, единственный всенародный праздник, то это также единственный способ загадать желание и размешать пепел в шампанском вместе со всей страной.
«Здесь дело не в том, чем суеверие является на самом деле, а в том, как человек себя настраивает. Чем более непредсказуемая и небезопасная реальность вокруг, тем больше актуализируется магическое мышление. Когда у человека остается очень мало разумных действий, которые он может предпринять для того, чтобы защитить свое здоровье, семью, финансы, спланировать будущее, то, конечно, его начинает относить в область магического. Он нуждается в иллюзорных формах контроля», — пояснила психолог.
Сто метров будущего
Еще немного, и мы шагнем в Новый год. Решительно и победительно, а может быть, робко, с надеждой. Шаг в Новый год – событие. И бывает так, что это событие остается с нами навсегда.
Я вспоминаю 1 января 1970 года. В первый день нового года мне предстояло проделать путь по дорожке к дому школьного приятеля, метров сто. Было слегка морозное розовое утро, кругом, по понятным причинам, не было ни души. Я шел. И вдруг что-то такое почувствовал, чего я, восьмилетний мальчишка, не испытал никогда. Что-то произошло со временем, оно, можно сказать, пришло ко мне. Не физическое, а какое-то иное, не хочется называть его затрепанным словцом «метафизическое», тем более это ровным счетом ничего не объяснит. Но как сказать? Я, конечно, знал, что сегодня на дворе уже не какой-то 1969-й, а самый настоящий 1970 год, а опыт пересечения границ десятилетий у меня, разумеется, отсутствовал. Но дата провоцировала некое новое ощущение. Стометровая дорожка на моих глазах превращалась в исток бесконечной реки времени (простите за банальный образ). Я понял, что иду уже в будущем, что будущее – вот оно, здесь, на этих ста метрах! Я шел по зимней дорожке, и волнение нарастало, но не от смятения или неуверенности, а от чувства пути. Моего пути. Пути в семидесятые…
И правда, я шел в лучшее десятилетие моей жизни. К великим книгам, которые мне было суждено впервые прочесть, чтобы по-настоящему заново встретиться с ними лет этак через двадцать. К театру, с которым чуть было накрепко не повязал свою судьбу. К музыке «Битлз» и другим образцам рок-н-ролльного наследия человечества, без которых не мог бы быть построен тот образ мира, в котором мне сих пор живется уютно и свободно. К первой, увы, сигарете и глотку вина. К первой любви и первому поцелую. К моей науке, в которую поначалу входил, упираясь (в упор не видел себя в ней), а потом не мыслил и дня без посвящения ей…
В тот день я шел в 70-е. Они надавали мне массу авансов, которые я, вероятно, до сих пор не отработал. И, значит, мой путь продолжается…
И в канун нового, Нового года я хочу пожелать всем читателям газеты «Первое сентября» неизбывного ожидания чуда и безграничной, никогда не оканчивающейся веры в Деда Мороза.
Это не взрослость – потеря интереса к Деду Морозу и к новогодним подаркам. Мы умираем при жизни, когда перестаем ждать новогодних сюрпризов, когда перестаем преподносить их, когда сами не превращаемся в Дедов Морозов в назначенный час. Когда забываем, что подарок мне – это знак того, что есть люди вокруг и ты веришь в них, ждешь. Так бывает в детстве – всегда. Так бывает и на Новый год – со всеми.
Какое же это счастье – дарить подарки любимым людям! Гораздо большее, чем получать. Не напрасно ты жил целый год, если в праздник твои близкие всплескивают руками: «Дед Мороз, ты просто супер!»
…А чистая радость делает видимыми многие пути.
Владимир Кудрявцев,
доктор психологических наук, профессор,
завкафедрой теории и истории психологии
Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ
"Первое сентября". 2008. № 24
На развитие сайта