83 года назад, 29 января 1930 г. в Ташкенте родилась Татьяна Николаевная Янишевская, моя мама.
На отделении литературы и русского языка филфака МГУ во времена деканства знаменитого пушкиниста Д.Д.Благого мама училась в интереснейшей группе - ее одногруппниками были: дочь Н.С.Хрущева Рада, Ирина Скобцева, будущая актриса, жена Сергея и мама Федора Бондарчука, будущий академик, директор и первый ректор Государственного института русского языка им.А.С.Пушкина Виталий Костомаров, будущий гуманитарий-полигистор и мыслитель Георгий Гачев. . .
По окончании Благой предложил маме аспирантуру по литературоведению. Кстати и мамина мама, моя бабушка Софья Павловна была литературоведом, специалистом по Ч.Диккенсу. Но Татьяна Николаевна выбрала ташкентскую школу, куда они отправились учительствовать вместе с папой Товием Васильевичем Кудрявцевым, выпускником того же факультета, правда, другого отделения - логики и психологии. В те времена это было обычным делом: выпускники МГУ и других классических университетов шли в школы. Просто у подавляющего большинства из них отсутствовала возможность иного трудоустройства. Зато насколько это подняло уровень советского общего среднего образования, можно только гадать.
В итоге папа оказался там, где должен был оказаться, - в аспирантуре Института психологии АПН СССР (ныне - Психологический институт РАО). А мама продолжила свой путь в образовании: учительница русского языка в средней школе и школе рабочей молодежи, инспектор и зам. начальника отдела школ в Мосгороно, зам. начальника Управления (ныне - Департамента) образования г. Москвы. И уже на пенсии: ответственный секретарь Московского педагогического общества, зам. директора по науке московской школы № 368 ("Лосиный остров"), лабораторию в структуре которой они создавили вместе с моим учителем, нашим ближайшим семейным другом В.В.Давыдовым и под его руководством (инициатива мамы). Туда же позвали и меня.
Этот совместный "ход" мамы и учителя являлся, как сейчас понимаю, во многом "воспитательным". К тому времени я уже защитил кандидатскую диссертацию на стыке философии и психологии и упивался своей принадлежностью к фундаментальной науке. К тому же в школу я зарекся ни ногой сразу после ее завершения. Теоретизировал, придумывал экспериментальные методики, фантазировал и рефлексировал свои фантазии. И тут мама и В.В. (отец уже покинул мир) вдруг в один голос заявляют: "Ах, у тебя есть идеи? Прекрасно. Воплоти в дело!". . . А я чем, спрашивается, занимался? Это и есть мое дело - генерировать идеи. . . Но, стиснув зубы, за вечер накатал страшно тяжелый, перегруженный "научностями" текст о том, как я вижу будущее дошкольного образования. Мама, умея схватывать главное "в первом чтении", быстро пробежав, сказала: "Ну что ж, с трудом, но будущее у дошкольного образования в твоей концепции просматривается. И кто же его будет приближать?". Это было начало того, что продолжается и по сей день, хотя мамы нет уже 18, а В.В. - почти 15 лет.
Осталось дело, с любовью подаренное мне двумя самыми близки мне людьми. Осталась любовь.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта