Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Вакцинация неизбежна

  • Закладки: 
  • Просмотров: 938
  •  
    • 0

Председатель ВАК Владимир Филиппов возвращает коллег на улицу Правды


"Где защитился - там и диплом получай" - такой порядок, возможно, станет актуальным для всех, кто сегодня только учится в аспирантуре или просто подумывает о защите диссертации. А те, кто через эти тернии прошел и проходит сейчас, набросали к "Деловому завтраку" с председателем Высшей аттестационной комиссии Владимиром Филипповым столько "горячих пирожков", что нам пришлось их группировать.



Больше всего вопросов пришло от читателей, что уже защитились, и защитились, как они считают, вполне добросовестно, но никак не могут дождаться из ВАКа документов, подтверждающих ученую степень. Пишут сами соискатели, их научные руководители, а также родственники - родители, сестра аспиранта-призывника и даже чья-то бабушка. Похоже, многих допекло. Вам знакома эта проблема?


Владимир Филиппов: Буквально сразу хочу расставить точки над "i". Высшая аттестационная комиссия никакого отношения к выписке дипломов не имела и не имеет. Это общественная организация, которая выполняет иную задачу: рассматривает и утверждает докторские диссертации и, в случае необходимости, проводит выборочную экспертизу кандидатских. В описываемом случае, ВАК свою миссию по отношению к соискателям исполнил. А дальше - исключительно функции аппарата минобрнауки, то есть департамента подготовки и аттестации научных работников. Они ведут переписку с диссертационными советами, уведомляют соискателей, заказывают бланки дипломов, заполняют их, готовят соответствующие приказы и передают все это на подпись заместителю министра. Сейчас это формальное право у Игоря Федюкина.


Наряду с множеством других обязанностей заместителя министра? И один человек просто физически не успевает?


Владимир Филиппов: Знаю, что за новогодние праздники замминистра подписал 2,5 тысячи дипломов, которые к тому времени скопились. И у него на 15 января не было ни одного диплома в долгах. Возможно, сейчас он выискивает между командировками очередное "окно", чтобы подписать еще 2-3 тысячи дипломов. Но это, подчеркиваю, не системное решение вопроса.


А системное в чем? Изменить саму процедуру?


Владимир Филиппов: Предложение следующее. Сейчас, как известно, окончательное решение по докторским диссертациям принимает ВАК (общественная организация), по кандидатским - то же самое на уровне соответствующего экспертного совета. На наш взгляд, этого достаточно. Если решения состоялись, их надо автоматически утверждать приказом по министерству. А его профильный департамент тут же заказывает в Госзнаке дипломы единого - государственного - образца и без промедления передает их на подпись, как когда-то было, в диссовет. Пусть диссовет или ректор вуза их подписывают. И тогда не в окошке ВАКа, выждав долгую очередь, вы получите свой диплом, а в торжественной обстановке на ученом совете своего вуза или в диссовете, где проходила защита.


Как предложение - выглядит логично. Что мешает его реализовать?


Владимир Филиппов: По норме действующего закона решение о присуждении ученых степеней и научных званий принимает министерство образования и науки, оно же и выдает дипломы. Поэтому нужна поправка в закон. Знаю, что министр Дмитрий Ливанов такую инициативу поддерживает. А его заместитель Игорь Федюкин прямо говорит: снимите с меня эти подписи. Ведь помимо ученых степеней есть еще аттестаты профессора, доцента - тысячи документов, которых люди ждут не дождутся. Словом, я рад, что нынешнее руководство минобрнауки готово отказаться от избыточной части своих полномочий и передать их вузам. Надеюсь, что в результате сроки оформления документов заметно сократятся.


А вот еще одна коллизия, обрисованная читателем. Аспирант Илья Костановский сообщает, что диссовет, в котором он прошел предзащиту, с июня 2012 года никак не может получить из ВАКа подтверждения своей аккредитации, и по этой причине вопрос с защитой у Костановского подвис. А он - в очной аспирантуре, сроки поджимают. О схожей проблеме пишут выпускник медвуза Дмитрий Орлов из Москвы, профессор Баранов и другие. Как быть?



Владимир Филиппов: Если диссовет не открыт или его работа приостановлена, надо выяснять конкретные причины, почему это случилось. Но есть, предполагаю, одна общая беда. В прошлом году в связи с пересмотром сети диссертационных советов было предложено подать до 1 июля новые документы для подтверждения аккредитации (перерегистрации). Однако далеко не все это требование выполнили. Или - прислали документы с большим опозданием.


На прошлой неделе вместе с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим мы провели встречу с представителями ста десяти диссертационных советов, действующих в московском университете. И там тоже негодовали: как, мол, так - мы подали документы в октябре, потом в ноябре, а с десяток советов до сих пор не открыты. А почему в октябре-ноябре, если должны были до 1 июля подать? Формально мы вообще не должны были рассматривать такие заявки.


Профессор Баранов имеет на этот счет особое мнение. Он полагает, что под надуманным предлогом оптимизации с 1 июня 2012 года приостановлена работа сотен диссертационных советов, которые совершенно случайно, по его мнению, попали под малообоснованное изменение номенклатуры научных специальностей. И в результате тысячи очных аспирантов и докторантов крупных вузов не могут защититься в расчетные сроки.


Владимир Филиппов: Давайте по порядку. К кому упрек? Ведь это же не чиновники, не аппарат минобрнауки, а ученые, научное сообщество инициировали пересмотр научных специальностей. И правительство с этим согласилось. Какие-то названия устарели, не отражают современных реалий? Появились новые? Так уточните, дополните. А раз изменилась номенклатура специальностей в диссовете, ее надо переутверждать. Таково правило.


Это ответ на первый вопрос, который на поверхности. Но гораздо более сложный, системообразующий, кроется внутри. А почему, собственно, молодой научный сотрудник или преподаватель должен защищать диссертацию именно там, где учился в аспирантуре или работает в настоящий момент? Это что такое? Он в Амурской области, в Благовещенске, закончил бакалавриат, потом магистратуру, потом аспирантуру. Там же стал доцентом, и всю жизнь - местечковый доцент. Это почему такое правило?


Вы не сторонник "научной оседлости" и призываете смелее рвать такую пуповину? Нынче мода на мобильность.


Владимир Филиппов: Речь как раз не о моде, а о старой, но еще не забытой норме, которая существовала в 50-е и в начале 60-х годов в Советском Союзе. Тогда не разрешалось защищать докторскую диссертацию по месту своей работы и по месту ее выполнения. Только в другом диссертационном совете. Об этом напомнил недавно академик Алексей Хохлов на примере своего отца, бывшего ректора МГУ Рема Хохлова. Мы предлагаем такое правило восстановить, поэтому включили его в пакет предложений, который будет передан главе правительства.


Есть и другой аргумент в пользу этого шага. В минобрнауки и в ВАК время от времени поступают заявления из довольно известных вузов с однотипной просьбой: откройте нам в дополнение к существующему еще один диссертационный совет по тем же специальностям. Зачем? А в том, что есть, нас "завалят". Чуть погодя - третье письмо оттуда же: позвольте открыть третий совет по той же специальности, поскольку в двух первых "чужаков" с другого факультета топят. Открыли третий.


Тут я нисколько не шучу, а вполне официально заявляю: в этом вузе - не будем склонять его название - сейчас четыре (!) диссовета по одним и тем же специальностям.


Позвольте, а зачем вы открывали - один за другим - четыре однотипных совета в одном вузе? Кто и почему принимал подобные решения?


Владимир Филиппов: Потому что ходатайствовали великие академики, и это великий, известнейший в России университет. Было серьезное давление на экспертное сообщество, и решение приняли. Но такого не должно быть, иначе у нас на каждой кафедре будет свой диссовет. Только зачем?


Инициативы противоположного толка не сводятся к простому арифметическому уменьшению числа диссоветов. Одна из идей - поддержать и стимулировать создание так называемых объединенных советов на базе нескольких организаций. Ну, скажите, зачем в областном городе 2-3 диссертационных совета по одним и тем же специальностям? Давайте сделаем их объединенными, на базе трех-четырех вузов. И тогда труднее будет о чем-то "по-свойски" договариваться членам диссовета, если они из двух-трех независимых друг от друга организаций.


Вера Романовская из Нижнего Новгорода в обращении к вам говорит по сути о том же. Что мешает создавать советы по четырем-пяти специальностям, а не по двум-трем, как сейчас предписано?


Владимир Филиппов: Эта норма - "до пяти" - уже прописана в наших предложениях премьеру. Ее поддерживает и ряд ученых. По их словам, именно такое правило и было прежде. А как только перечень специальностей в одном диссовете ограничили фразой "до трех", число самих советов резко возросло.


Но и предлагаемую норму "до пяти" нельзя абсолютизировать. Об этом я прямо сказал на встрече с учеными МГУ. Попробуйте объединить, к примеру, мою специальность - матанализ (у нее шифр 01-01-01, меньше не бывает) с алгеброй, геометрией и теорией вероятности в одном диссовете - ученые друг друга не поймут. Потому что язык науки разный. И если механически все соединить, это будет профанация: людям придется голосовать по вопросам, в которых они, мягко говоря, не вполне разбираются. Так что надо с большой осторожностью объединять в одном диссертационном совете разные научные специальности.


Повернем наш разговор в другую сторону. Особое раздражение в обществе вызывают чиновники и бизнесмены, которые не перестают рваться к ученым степеням. Возникло даже предложение законодательно запретить госслужащим защищать диссертации. Как вы к этому относитесь?


Владимир Филиппов: Не вижу смысла запрещать. Хотя и сам эту тему озвучивал, чтобы почувствовать реакцию на такой "вброс". Как вы понимаете, есть темы популярные и популистские. Эта прошла бы на ура. Тем более, если б "сверху" кто-то из первых лиц государства высказался в том духе, что "госслужащим надо запретить". При этом могли быть сделаны нормальные оговорки в том смысле, что если человек основные результаты опубликовал до госслужбы или окончил аспирантуру, все опубликовал и после этого пришел на госслужбу, то в таких случаях давайте разрешать. Или - человек на год ушел в творческий отпуск и теперь, вернувшись обратно, пусть защищает диссертацию.


Это все наверняка было бы возможно, но мы не захотели впадать в популизм. Напротив, воскресили в памяти действующую норму законодательства о том, что чиновники и госслужащие имеют право работать по совместительству.


www.rg.ru






На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Минобрнауки начало формирование новых экспертных советов ВАК
04-06-2013
Минобрнауки начало формирование новых экспертных

ВАК - как английская королева?
19-04-2013
ВАК - как английская королева?

Минобрнауки предлагает обществу обсудить проект закона о диссертациях
26-02-2013
Минобрнауки предлагает обществу обсудить проект

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (20)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх