Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Владимир Кудрявцев. Творение впечатлений. К 160-летию Винсента Ван Гога

Владимир Кудрявцев. Творение впечатлений. К 160-летию Винсента Ван Гога

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 871
  • печатать
  •  
    • 0

Ван Гог


Двадцатилетний Ван Гог.


Этот текст я подготовил и под другим названием разместил в блоге ровно 5 лет назад – к 155-летию художника. Сегодня дата "круглее". Решаюсь на самоперепост (с незначительной редакцией и дополнением) по одной причине: главное - для себя - о Ван Гоге сказал тогда.


Писать еще раз о Ван Гоге на фоне Монблана написанного? Даже по юбилейному поводу, который уготовил нам сегодняшний день? Да и мои предпочтения в области живописи - будь они тысячу раз доморощенные - давно отданы другим мастерам. Нет, я, конечно, понимаю, почему, по данным социологов, наибольшей известностью в мире обладают три художника: Леонардо, Ван Гог и Пикассо. Понимаю, почему эта тройка не выглядит иначе, скажем, так: Рафаэль, Гоген, Дали. Но все же у меня - другие герои (некоторые из них - во второй тройке). И все же. . . я пишу.


Пишу, потому что первую в жизни "импрессию экспрессии" живописи я получил от Ван Гога с подачи отца, к любимым художникам которого тот принадлежал. Когда мне было лет четырнадцать, отец повел меня на фильм о Винсенте Ван Гоге, который еще в 1956 г. поставил другой, тоже не безвестный Винсент - Минелли (папа Лайзы) по книге Ирвинга Стоуна "Жажда жизни". Там есть сцена, где Иссур Данилович Демски, он же Керк Дуглас в образе художника бредет незнамо куда (или я уже забыл?) по дороге, разрезающей поле. И вдруг с поля, с явно бранным карканьем взмывает ввысь и разлетается воронья стая: еще бы этот несчастный, потерянный, задавленный изнутри, никчемный человек потревожил покой свободных птиц! Вороны носятся над головой Ван Гога, а он руками закрывает от них лицо в шоке от того, что сотворил. И тут отец толкает меня в бок и говорит: "Смотри, в этом кадре все впечатление Ваг Гога, которое он потом передал на картине!"



 


И вот тогда-то я впервые, без дополнительных объяснений понял, что такое импрессия в искусстве. Я живо представил себе Ван Гога, который специально пошел по этой дороге, чтобы вспугнуть ворон и пережить ответный испуг. Вот он делает неверное движение, вороны взлетают, художник тут же откуда-то выхватывает краски и холост - стоп-кадр! - и масло в точности воссоздает смысловую конфигурацию впечатления. Созданного, спровоцированного, если хотите, срежиссированного заранее, а не впитанного через "губочное" созерцание. Импрессия - результат экспрессии. Гений идет по полю и разгоняет ворон, творя себя впечатление, - это уже художественный, экспрессивный акт.


Он отрезает в припадке собственное ухо, чтобы написать себя безухого - иного, "не повседневного", освобожденного от привычности. Того, кого нужно заново познать и приблизить, для начала разглядев в магическом кристалле картины. Разгоняем ворон, режем уши - разрываем к черту круги повседневности, в которых мы уже сами себя потеряли. А награда за это – ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Вот, правда, награждается им только художник. Прочие же обречены "считать ворон", и никогда не получат тех впечатлений, которые достойны вылиться в произведение, даже если отрежут себе оба уха. Последнее будет представлять собой интерес для психопатолога, но не для зрителя. . .



"Красные виноградники у Арле" - единственная картина, которую Ван Гогу удалось продать при жизни - практически за бесценок.



А вот, за "Ребенка с апельсином" частный коллекционер отдал 5 лет назад $30 миллионов.



Из письма Ван Гога сестре:


"По-правде говоря, я отвлекся от всех остальных дел и теперь тружусь над новой картиной, изображающий внешнюю часть одного ночного кафе: крошечные фигуры выпивающих на террасе людей, огромный жёлтый фонарь освещает террасу, дом и тротуар, и даже придает некоторую яркость мостовой, которая окрашивается в розовато-фиолетовые тона. Треугольные фронтоны зданий на убегающей вдаль улице под синим небом, усыпанным звездами, кажутся тёмно-синими или фиолетовыми, и там ещё зелёное дерево" (источник).


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
О Сталкере и Сталкерах
03-12-2013
О Сталкере и

Вороний штамм
28-05-2013
Вороний штамм

Четыре заповеди развивающего образования, или Раскрытая книга
29-06-2012
Четыре заповеди

Живописные романы Эдуарда Мане
23-01-2012
Живописные романы

Импрессия экспрессии: 155 лет со дня рождения Винсента Ван Гога
31-03-2008
Импрессия

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (22)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх