Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Две публикации по теории и истории детства

Две публикации по теории и истории детства

  • Закладки: 
  • Просмотров: 908
  • печатать
  •  
    • 0

В разделе "Детство в культуре и истории. Этномиры образования" (см. Каталог статей) размещены две мои работы.


Первая носит достаточно пафосное название - "Творение детства". Этот тезисный и еще очень абстрактный текст, написанный в 1990 г., – результат первых поисков автора в области теории детства. Начало этому было положено еще во времена моей работы над кандидатской диссертацией «Умственное развитие ребенка как один из источников диалектики», которую я защитил в 1987 году; оттуда некоторые формулировки перешли в предлагаемый текст. Тезисы предназначались для публикации в рижском сборнике по проблемам теории творчества, который так и не увидел свет.


Выкладывая данный текст на сайте, я не просто восстанавливаю «историческую справедливость» (текст ведь был адресован читателям; тем более, что я никогда не пишу «в стол» и другим не советую – это ограничивает мысль и снижает ответственность за результаты вашего интеллектуального усилия). Ради такого не стоило бы занимать внимание наших посетителей, которое я очень ценю. Просто в этом тексте были (весьма фрагментарно и сумбурно) намечены идеи, ставшие для меня в скором будущем принципиальными. Эти идеи – об исторических формациях детства, природе развитого детства и его культуротворческой функции, о соотношении культуросозидательных потенциалов «мира детей» и «мира взрослых», об ограничениях теорий рекапитуляции и попыток трактовки онтогенеза в качестве модели филогенеза вообще – получили свое продолжение в моих книгах «Развитое детство и развивающее образование». Ч. I, II (Дубна, 1997), «Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка» (М., 1997; опубликована на сайте), «Психология развития человека» (Рига, 1999).


Философски подготовленный читатель (а именно в первую очередь к нему обращены мои тезисы) обнаружит в тексте очевидные гегельянские и младогегельянские (раннемарксистские) мотивы. Это проявляется и в используемой мной терминологии. Не могу сказать, что сегодня я окончательно расстался с гегельянством и младогегельянством, скорее, просто стал самим собой. Но стал именно благодаря школе, которая вошла в плоть и кровь, трансформировавшись там в нечто иное.


Для иллюстрации того, в какую форму отлились вышеупомянутые идеи, я разместил также текст статьи «Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания», опубликованной в № 3 «Психологического журнала» за 1998 г.


В.Т.Кудрявцев


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Творение детства
23-01-2005
Творение детства

Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка (IY, Y)
23-09-2004
Смысл человеческого

Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка (III)
16-09-2004
Смысл человеческого

Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка (II)
09-09-2004
Смысл человеческого

Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка (I)
08-09-2004
Смысл человеческого

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (41)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх