В разделе "Детство в культуре и истории. Этномиры образования" (см. Каталог статей) размещены две мои работы.
Первая носит достаточно пафосное название - "Творение детства". Этот тезисный и еще очень абстрактный текст, написанный в 1990 г., – результат первых поисков автора в области теории детства. Начало этому было положено еще во времена моей работы над кандидатской диссертацией «Умственное развитие ребенка как один из источников диалектики», которую я защитил в 1987 году; оттуда некоторые формулировки перешли в предлагаемый текст. Тезисы предназначались для публикации в рижском сборнике по проблемам теории творчества, который так и не увидел свет.
Выкладывая данный текст на сайте, я не просто восстанавливаю «историческую справедливость» (текст ведь был адресован читателям; тем более, что я никогда не пишу «в стол» и другим не советую – это ограничивает мысль и снижает ответственность за результаты вашего интеллектуального усилия). Ради такого не стоило бы занимать внимание наших посетителей, которое я очень ценю. Просто в этом тексте были (весьма фрагментарно и сумбурно) намечены идеи, ставшие для меня в скором будущем принципиальными. Эти идеи – об исторических формациях детства, природе развитого детства и его культуротворческой функции, о соотношении культуросозидательных потенциалов «мира детей» и «мира взрослых», об ограничениях теорий рекапитуляции и попыток трактовки онтогенеза в качестве модели филогенеза вообще – получили свое продолжение в моих книгах «Развитое детство и развивающее образование». Ч. I, II (Дубна, 1997), «Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка» (М., 1997; опубликована на сайте), «Психология развития человека» (Рига, 1999).
Философски подготовленный читатель (а именно в первую очередь к нему обращены мои тезисы) обнаружит в тексте очевидные гегельянские и младогегельянские (раннемарксистские) мотивы. Это проявляется и в используемой мной терминологии. Не могу сказать, что сегодня я окончательно расстался с гегельянством и младогегельянством, скорее, просто стал самим собой. Но стал именно благодаря школе, которая вошла в плоть и кровь, трансформировавшись там в нечто иное.
Для иллюстрации того, в какую форму отлились вышеупомянутые идеи, я разместил также текст статьи «Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания», опубликованной в № 3 «Психологического журнала» за 1998 г.
В.Т.Кудрявцев
На развитие сайта