.
В Переделкино.
В мае 1946 г. в Москву из КАРЛАГа вернулся поэт Николай Заболоцкий. Какое-то время находил приют у друзей (один из них – Ираклий Андроников). Затем остановился на писательской даче № 57 в Переделкино, двери которой распахнул перед ним хозяин – Василий Ильенков, фронтовик и отец фронтовика Эвальда Ильенкова, которому только предстояло довершить философское образование, прерванное войной, в МГУ. А потом - стать одним из самых мыслящих людей XX столетия, создателем философской школы, без которой не мыслю, как минимум себя, и я. Кстати, философией Заболоцкий интересовался серьезно. И в ней его притягивали сюжеты, которые разовьет в своей ранней, но, как принято оценивать творчество такого уровня;), вполне «зрелой», рукописи «Космология духа» философ Ильенков. Сюжеты вселенского предназначения Разума: избыточный, побочный продукт космогенеза или спаситель мироздания? Молодой Заболоцкий даже переписывался по космологическим темам с самим Циолковским…
Очень скоро Заблоцкому вернут московскую прописку и членство в СП. А пока он мотыжил землю на ильенковской даче, вовсю занимался картошкой: пером зарабатывать на жизнь ему еще не позволяли. Но «переделкинское» перо Заблоцкого трудилось так же неустанно, как мотыга и лопата в его руках, как душа в его всем известном стихе.
Именно из-под него вышло, пожалуй, самое «заболоцкое»…
В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.
За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.
К войне написанное не имеет прямого отношения: на эту березовую рощу, где пела иволга, выходили окна дачи Ильенковых.
Иногда окна выходят прямо во Вселенную. Оттуда о предназначении человеку рассказывает птичья песня.
Все зависит от того, кто в нее вслушивается, кто всматривается и в березы, «и в сады, и в пруды, и в ограды» (некогда любимый Заболоцким Пастернак), кто стоит перед окном…
Владимир Кудрявцев
Тема в Форуме:
На развитие сайта