Мысли по поводу 1 июня, с автором которых - Владимиром Кудрявцевым, как и всегда, могу только соглашаться:
"Дети и детство – прозрачное, недвусмысленное напоминание взрослым о том человеческом мире, ради создания которого они повзрослели. Часто – безответное. А безответность в данном случае – синоним безответственности, несостоявшейся взрослости при полном наборе ее вторичных признаков. Защищенное детство – это не «система мер», которые могут приниматься по самым разным причинам, а обычная, полноценная взрослость рядом. Для которой детство и дети – не внезапно брошенный невесть откуда «вызов» всему тому, что привыкли делать раньше, а естественная мера дел человеческих.
Самосознание человечества все еще во многом бездетно. Пора взрослеть. Это – не «вызов». Напоминание
".На близкую тему последнего звонка размышлял Дмитрий Быков. Он задается вопросом о том, что случается с талантливыми молодыми людьми: "Но страннее всего тот рубеж, за которым «мотивированный», как это сегодня называется, умный и перспективный студент превращается в посредственность либо уходит в себя. Девочка, писавшая удивительные рассказы и повести, мальчик, сочинявший вполне взрослые сценарии, еще один мальчик, замечательный рэпер, со всеми чертами настоящего поэта — где они и что делают?"
И сам же он предлагает возможный ответ: "Боюсь предположить, но, по-моему, дело в навыке сопротивления, в способности вопреки всему развиваться самостоятельно". И дальше: " Выросло поколение, о котором я мечтал: люди, которые не идут на конфронтацию, а просто выстраивают себе альтернативу. Они могут спрятаться от этого мира в любой кофейне, на любой синекуре, число которых независимо от кризиса остается прежним. И вся творящаяся вокруг несправедливость будет им абсолютно по барабану — можно же отсидеться, страна у нас щелястая".
Вспоминаю своих первокурсников, с которыми я строю новый (хотя и второй год уже заканчивается) и не простой предмет "Практикум академической компетентности". Случались и обсуждения ситуаций, в которых студенты чувствовали несправедливое, предвзятое отношение преподавателей. Я пыталась им помочь учиться искать конструктивный выход из конфликтов. Иногда это получалось. Но исходная позиция почти всегда - ничего тут не сделаешь, можно только смириться, все равно преподаватель всегда будет прав. Это сидит где-то очень глубоко, подтверждается и закрепляется. Не просто "выученная беспомощность", а какой-то мощно транслируемый культурный код беспомощности, страха, агрессии.
Еще один информационный повод недели - статья Александра Эткинда "Петромачо, или Механизмы демодернизации в ресурсном государстве". Выводы, увы, достаточно очевидные, но при этом внятно и четко обоснованные с опорой не только на ощущения, но и на экономические теории: "С точки зрения государства, живущего экспортом нефти, само население является излишним". И еще один, тоже очевидный и грустный вывод: "В России есть две группы населения, которые особенно страдают от сырьевой зависимости. Это интеллектуалы, с одной стороны, и женщины, с другой". И это именно те люди, на плечах которых пока еще держаться остатки системы образования. И которые вообще больше других заботятся о детях. Вот такое у нас "королевство", которому так не повезло с природными богатствами - может, было бы поменьше, научились бы и жить лучше.
Ну а пока. Еще два текста, ссылки на которые прошли сегодня в ленте Фб. Про сравнение жизни у нас с жизнью в Финляндии (http://www.gazeta.ru/travel/2013/05/29_e_5361273.shtml) и в Японии (http://www.kommersant.ru/doc/2186460). Когда еще в конце прошлого века мы ездили на стажировку в Голландию, я смотрела на уютные домики, чистые улицы, порядок и ловила себя на мысли, как стараются эти люди сохранить и преумножить то, что досталось им от предков, и передать это своим детям в еще лучшем виде для еще лучшей жизни.
Об одном эпизоде я не раз уже рассказывала своим знакомым, так как считаю его очень показательным. Жили мы в тот приезд в блоке для иностранных студентов в обычном студенческом общежитии (про контраст с нашими общагами я молчу, это понятно). В свободное время нас сопровождал один студент - парень весьма высокий, как многие голландцы. Как-то мы вышли с Фрицем из лифта, и он заметил покосившуюся потолочную плитку. Совершенно естественно, не останавливаясь и не прерывая разговора с нами, он поправил и пошел дальше. Да эпизод, да мелочь, но именно из таких маленьких эпизодов и складывается жизнь. В каждом "королевстве" своя.
А тема королевства тоже "всплыла" из ленты Фб - Центр игры и игрушки МГППУ представил небольшой материал о том, как можно сделать свое королевство в коробке. И это напомнило мне о том как я в детстве делала с дедушкой королевство на диване: у нас были разные штучки, которые можно было использовать для ландшафта (пластмассовые веточки от искусственных цветов, коробочки от одеколонов и т.п.), в углублениях под подушками устраивались тайные пещеры, дворец сооружался в перевернутой шахматной доске, а шахматные фигуры были действующими лицами - представителями двух королевских домов, которые ходили друг к другу в гости и вообще вели какую-то сложную дипломатическую жизнь.
Собственное игрушечное королевство - штука, несомненно, хорошая, полезная и нужная. Но вместе с этим - и шанс (пусть даже самый незначительный) к тому самому отсутствию навыков сопротивления, к мироощущению, в котором лучше и проще найти для себя маленький уголок, который ты сможешь обустроить по своему желанию, и в который можно убегать из большой и неуютной жизни.
И последний из поводов для размышления - уже из реальной жизни. Сегодня утром ходили с сыном в местный ТРК - посмотреть, как будут выступать его одногруппницы (уже в общем-то бывшие), которые занимаются танцами. Детско-юношеский центр "Русинка" представил довольно длительную и интересную программу - дети пели, танцевали, показывали веселые инсценировки. И делали это все талантливо и с удовольствием. Ярослав с интересом смотрел почти до конца, хотя наши девочки выступали первыми. И все было бы замечательно, если бы не одно "но" - концерт проходил в центре торгово-развлекательного комплекса, вокруг огороженной площадки для выступления стояло несколько скамеек, которые обычно там и стоят, и большая часть зрителей и дожидающихся выступления маленьких артистов вынуждена была провести это время стоя. Какие-то концертные программы проходят там достаточно регулярно, но о том, чтобы организовывать какие-то дополнительные места для сидения, вряд ли кто-то думает. Да и зачем? Наверное, ТРК так и проще, и выгоднее. Уставшие стоять зрители могут стать посетителями расположенных на 2 этаже кафе и ресторанов. Кто-то пойдет дальше по магазинам. А самые стойкие как-нибудь выдержат. Не знаю, задумывались ли об этом преподаватели, которые организовывали концерт - наверное, тоже нет. Хотя, и это можно понять - все их мысли о выступающих детях.
И еще одна маленькая грустная ремарка. Из прозвучавших песен, как минимум, две были о Багамах (или одна о Багамах, а другая о каких-то других созвучных по названию "райских" островах). Не знаю, кто выбирал репертуар, но выбор достаточно показателен - далекий красивый и почти недоступный "райский уголок" занимает далеко не последнее место в мечтах то ли детей, то ли взрослых, то ли и тех, и других вместе.
А дети, конечно, молодцы. Пели, танцевали, "зажигали" - их главными зрителями, конечно, были родные знакомые, тоже по очереди протискивающиеся поближе к ограждению, чтобы посмотреть, сфотографировать, заснять на видео. Я немного снимала и фотографировала для Ярослава, на память.
Вот такая информационная мозаика. О разном, но в чем-то взаимосвязанном. О детях, которым нужна и защита, и помощь в том, чтобы самим научиться защищаться. О взрослых, которые никак не могут обустроить "королевство", в котором живут - ни для себя, ни для детей. О перспективах и бесперспективности.
P.S. Еще один штрих к информационной мозаике (снова по ссылке Владимира Кудрявцева): статья о том же - что защищать детей в нашем обществе надо от нашего же общества.