Российские академики требуют закрыть кафедру теологии в МИФИ
МОСКВА, 10 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Кристина Сулима/. Более 90 членов-корреспондентов и академиков РАН подписали обращение с требованием прекратить деятельность кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете /МИФИ/. Сбор подписей под обращением продолжается, поддержать обращение можно на сайте democrator.ru - площадке публичного и открытого взаимодействия граждан и органов власти.
Авторы представленного на сайте обращения заявляют, что появление кафедры теологии в политехническом вузе "противоречит мировой практике и является нелепым". По мнению ученых, "ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода".
В обращении также сказано, что "появление теологии в государственных научно-технических вузах воспринимается учеными и преподавателями вузов как знаковое событие, отражающее общую тенденцию нарастающей клерикализации общества", а "проникновение церкви в систему государственного образования трудно охарактеризовать иначе, как действия вне закона".
Ученые планируют обратиться в Арбитражный суд с иском о прекращении деятельности кафедры теологии и домового храма на цокольном этаже главного корпуса МИФИ, открытого в 2010 году.
В декабре 2012 года в знак протеста против открытия кафедры теологии из ядерного университета уволился физик Антон Буслов. В комментарии к заявлению об увольнении, опубликованному в его "Живом Журнале", говорится, что причиной ухода стало "открытие в структуре НИЯУ МИФИ религиозных подразделений".
Кафедра теологии открылась в ядерном центре МИФИ 15 октября 2012 года.
Думаю, не стоит путать домовой храм и кафедру теологии. Самый известный университетский домовой храм – великомученицы Татианы в Московском университете был основан указом императрицы Елизаветы еще в 1755 г. Но от этого университет даже во времена госправославия не превращался, по крайней мере, целиком в церковное учебное заведение. Конечно, сейчас такие решения могу приниматься только по доброй воле собрания ППС и студентов вуза.
Другое дело – прецедент клерикализации. Ссылка на то, что в некоторых светских западных университетах имеются кафедры теологии, здесь – «нерабочая». По сути, это – кафедры религиоведения, даже если там иногда читают лекции люди в сане. В этом, кстати, ничего предрассудительного нет – наоборот, знание приходит из первых рук. А преподаватели жестко выдерживают религиоведческую «рамку».
Тейяр де Шарден, образно говоря, знал разницу между мантией и сутаной. Днем читал лекции в университете, а вечером служил в университетской церкви. Верующий Альберт Эйнштейн, как и Лаплас, «не нуждался в гипотезе Бога» для обоснования своих теорий. Вера была его личным делом. Акад. Павлов являлся набожным человеком, в Колтушах, где находилась его лаборатория, он отстроил церковь. Но это не помешало ему создать учение с явно «избыточным» материалистическим пафосом.
Скорее всего, и «частицу Бога» физики «поймают» в адронном колайдере, а не в процессе организованного в соответствии с ректорском приказом богослужения. К счастью, Бог не находится в подчинении у ректоров, министров и даже президентов, и их директивы на него не распространяются.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта
|
|
|