Борис Бим-Бад,, педагог, академик РАО
Главная цель воспитания - стать ненужным, ибо оно устремлено к самостоятельности человека.
Воспитание заключено именно в том, чтобы укреплять малолетнего в «самостоянии» - сначала в прямом, а затем и в переносном смысле.
Конечная цель воспитания – превратиться в самовоспитание личности, и это ответ на глубинные и важнейшие потребности и интересы воспитанника.
В воспитании как помощи в возрастании, взрослении человека главноен заключено в том, чтобы улавливать моменты «самости» («Я сам.») и всё ослаблять и ослаблять содействие зрелого человека в выполнении различных действий начинающим человеком.
Таким образом, воспитание состоит в постепенном ослаблении воспитания и одновременно - в постоянном возрастании трудностей, которые приходится преодолевать закаливающимся в жизни людям.
От преждевременной и потому опасной самостоятельности воспитатель ограждает подопечного, а к полезной - даже подталкивает. Как ограждает и как способствует? Одобрением и его отсутствием, поощрением и его лишением.
Стало быть, средствами воспитания выступают не запрет и не наказание, а одобрение и поощрение в паре с их отсутствием.
Страничка Блриса.Бим-Бада на Фейсбук
На развитие данного сайта