Монополия просвещения
Новый приказ Минобрнауки о формировании федерального перечня учебников для школ может привести к монополии в издательской индустрии учебной литературы. Маленькие издательства, которые выпускают учебники, скорее всего закроются. Об этом заявляет экспертное сообщество, куда входят руководство Высшей школы экономики и представители издательств учебной литературы.
На рассмотрение в Министерство юстиции поступил приказ Минобрнауки № 1047 от 5 сентября 2013 года «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»). Эксперты считают, что этот приказ устанавливает монополию в издании учебной литературы, которая отойдет к самому крупному издательству в стране. На сегодняшний день это издательство «Просвещение».
Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин рассказал, что над разработкой приказа с июня работала группа под руководством председателя Счетной палаты и президента Российского книжного союза Сергея Степашина. Он сообщил, что в разработке также участвовала ассоциация «Российский учебник», интересы которой представляет сам Смолин. «Какие-то наши замечания Минобрнауки в итоге учли в окончательном варианте приказа, но никаких существенных изменений, которые мы предлагали, не произошло», — рассказывает он. В частности, они предлагали, чтобы учебники могли выпускать издательства, которые не занимаются выпуском учебной литературы. Однако этот проект был отложен и отправлен на доработку.
«Нынешний приказ Минобрнауки не соответствует поставленным задачам. Это тот случай, когда лечение может оказаться хуже болезни», — считает Смолин. Он рассказал, в чем суть приказа. Во-первых, документ предполагает повторную экспертизу учебников, которые входят в федеральный перечень, в том числе и тех учебников, которые только что прошли экспертизу на соответствие новым федеральным образовательным стандартам. Во-вторых, в приказе появляется понятие «система учебников», которое неоднократно подвергалось критике из-за того, что непонятно, как определить, относиться ли учебник к системе или нет. В-третьих, приказ предусматривает введение электронных приложений и учебников, которые сложно будет подготовить в короткие сроки. В-четвертых, приказ предусматривает введение общественной экспертизы и появление еще одной экспертной инстанции — Координационного совета по учебному книгоизданию.
«Министерство заявило основной целью этого приказа сокращение числа учебников, а также ограждение детей от некачественных учебников. Незаявленная цель — экономия государственных средств за счет перехода на электронное книгоиздание. Это разумные цели. Но они не будут реализованы», — считает Смолин. По его мнению, вместо экономии средств государство ожидают новые затраты, поскольку часть учебников придется досрочно заменять, а так как времени на замену будет очень мало, учебная литература резко вырастет в цене. «Кроме того, число учебников в школе вряд ли сократится. Когда ввели линейки учебников, каждое издательство попыталось создать их, что только привело к увеличению числа учебников. То же самое произойдет после введение понятия «система учебников», — говорит Смолин.
Он считает, что ухудшится качество учебников, поскольку хорошие учебники, выпускаемые небольшими издательствами, начнут испытывать сложности с попаданием в школы. А также приказ остановит экспериментальную деятельность по апробации учебников, что затруднит их улучшение.
«Реальными результатами этого приказа станет монополизация рынка учебного книгоиздания, сокращение вариативности учебников, понижение учебного книгоиздания. В лучшем случае будет реализована формула Виктора Черномырдина: хотели лучше, получилось как всегда. К тому же поскольку увеличится количество инстанций для экспертизы учебников, то велик риск увеличения коррупционной составляющей», — говорит Смолин.
Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов согласен с тем, что этот приказ ведет к монополии в учебном книгоиздании. «Теперь сами школы будут отбирать учебники, по которым будут учиться их дети. Однако встает вопрос — из чего отбирать, если останутся один или два издателя. Мы вернемся к 1930-м годам, когда был один садовод — Мичурин, один землевед — Вильямс, один генетик — Лысенко, и одна жизненная теория», — считает Любимов. По мнению Любимова, если этот приказ будет принят, небольшие издательства не смогут выпускать учебники. «А есть издательства, которые выпускают учебники гораздо лучше, чем издательство «Просвещение», — настаивает он.
Любимов считает, что после вступления в силу новых образовательных стандартов и закона «Об образовании» необходимы кардинально новые учебники. «Новые стандарты предполагают новую деятельностную парадигму в образовании. Сегодня источник знаний — не учитель и не профессор. Я противник чтения лекций, я как профессор должен передать студентам компетенции, которыми я владею: компетенции аналитики, исследования, консалтинга. То же самое должен делать учитель на своем уровне. Поэтому нужны новые учебники, которые были бы в этой парадигме», — считает Любимов. По его мнению, следствием этого приказа будет гибель многих издательств, что через шесть-семь лет отразится на уровне образования школьников.
Гендиректор издательства «Дрофа» Елена Кузнецова полагает, что этот приказ продолжает сохранять «мутную» процедуру экспертизы учебников. «Мы всегда выступали за то, чтобы алгоритмы экспертизы были понятны всем. Сейчас этого нет, то же самое будет после принятия приказа. Экспертиза останется такой же субъективной, как и все предыдущие», — говорит эксперт.
Директор издательского центра «Вентана-Граф» Константин Рыжков считает, что сначала Минобрнауки должно утвердить реестр примерных образовательных программ, которых пока нет, и уже после этого начинать экспертизу учебников.
Один из авторов учебников Елена Восторгова думает, что. если приказ будет принят, новые учебники почти никто не сможет выпускать. «Я как автор учебников должна буду подготовить линейку учебников для всех классов. Потом издательство должно представить макет учебника, а также электронную форму учебника и приложения к учебнику. СанПиНов по электронным учебникам нет. Никакое нормальное издательство не возьмется за подготовку учебника к экспертизе, поскольку это будет очень дорого. Будет исключена не только конкуренция между издательствами, но и между авторами», — говорит Восторгова.
<!-- 1 -->