Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

В.Т.Кудрявцев. Что такое психологическая защита, и в каком возрасте она возникает?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 047
  •  
    • 0

Зигмунд и Анна Фрейд. 1920 г.

Опубликовано в: Журнал практического психолога. 2011. № 1. Специальный выпуск: К Юбилею В.Т.Кудрявцева.


Давайте начнем с того, что вспомним типичную ситуацию. «…Что-то в избушке русским духом запахло…» - «Мама!» – прерывает малыш чтение сказки, - «Баба Яга же добрая! Она просто старенькая и больная, как наша бабушка. Ей нужно помочь!» За подобным «оправдательством», как и некоторыми другими «наивными» проявлениями детской доброты, нередко кроется типичная форма психологической защиты. Вдумаемся: ребенок живет в удобном, комфортном, надежном среде, который каждодневно создают для него взрослые, по возможности, ограждая его от негативных влияний извне, предупреждая и удовлетворяя «по первому» зову жизненные запросы своего нежно любимого чада. И вдруг появляется – пусть сказочная, - но от этого не менее агрессивная и вредная старуха, которая норовит пообедать дорогим ребенку героем. И ребенок пытается ему помочь, защитить его. Потому что, если он этого не сделает, рухнет привычная для него гармония мира – мира, которому он изначально и безусловно доверяет.


Хорошо, если ребенок знает границу между сказкой и реальностью. Ну, а если еще не знает? Ситуация переживается намного острее… «Защищая» героя, ребенок психологически защищается сам – от возможной утраты доверия к миру, к другим людям, потери уверенности в самом себе. Психологическая защита и есть способ предупреждения этой утраты и этой потери. А если они уже произошли, то защитные механизмы позволяют ребенку смягчить, минимизировать, нейтрализовать, изжить их последствия, которые дают о себе знать в виде травмирующих переживаний дискомфорта, внутреннего конфликта, тревоги, страха. Иначе, под вопрос ставится целостность не только картины мира, сложившейся у ребенка, но и всего детского мироощущения, включая самоощущение (как показывают исследования психологов, особо уязвима в данном случае самооценка).


Родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд, который открыл и впервые систематически описал феномен психологической защиты, считал ее прирожденным свойством человека. Действительно, ряд защитных механизмов начинает срабатывать очень рано. Видимо, с момента, когда ребенок становится способным испытывать чувство психофизической гармонии с миром в целом, а не только - удовлетворенности простейших, хотя и важнейших жизненных нужд (еда, сон и др.). Та бескорыстная радость бытия, которую он проявляет в форме знаменитого комплекса оживления при появлении взрослого (улыбки, смех, вскрики, блеск в глазах, выразительные, как бы «приветствующие» движения ручек, ножек, головы, корпуса и др.) примерно с 3 недели жизни до 3-4 месяцев, можно считать свидетельством возникновения этого чувства. Радость малыша бескорыстна, поскольку он в этот момент спокоен, накормлен, сух, не нуждается во сне и т.п., т.е. никакой особой «утилитарной» заинтересованности во взрослом не обнаруживает. Если, конечно, не считать самого факта присутствия взрослого рядом – в качестве гаранта защищенности, спокойствия, стабильности, позитивного мироощущения.


На протяжении последующих 5-6 месяцев в процессе общения со взрослым ребенок принимает все более и более активное участие в построении «гармоничного мира» вокруг себя. Однако его хрупкую гармонию легко порушить. Взрослый заменяет старую игрушку на новую, более привлекательную и интересную. В ответ ребенок «протестует», всем своим видом требуя вернуть прежнюю игрушку. Это, в том числе, - психологическая защита. Ведь со старой игрушкой связано прекрасное время, проведенное малышом в общении со взрослым, где она неизменно выступала объектом радостных, веселых, занимательных совместных игр. Но главным было все-таки само общения по поводу нее. В итоге для ребенка игрушка стала «символом» этого общения, своего рода камертоном его эмоциональной тональности. А от новой… не знаешь, чего ожидать, она таит в себе неизвестность. Вдруг ее «вторжение» как-то поменяет прежний уклад взаимоотношений с мамой или папой, и не будет тех улыбок, доброжелательных слов, помощи, ласк, которые сопутствовали игре в старую игрушку?


Это не значит, что какая-то игрушка способна подорвать доверие ребенка к близкому взрослому. Просто в младенческом возрасте вещь, предмет и человек, человеческое отношение еще по-настоящему не разделены друг с другому. Мама уносит из комнаты мячик, и его как бы «не существует». Пока мама не вернется с ним, ребенок до определенного момента не «помнит» о нем. А о маме, разумеется, помнит! И доверяет маме настолько, что, становясь старше, готов приписывать ей исключительно доброту, нежность, ласку, а негатив родительского отношения (скажем, диктат родительской власти) склонен отрицать или переносить на другие объекты. Это тоже форма психологической защиты, объясняющая, почему психологам и юристам порой так сложно в беседах с детьми выявить факты семейного насилия. И не только семейного –  ребенок ведь доверяет миру взрослых в целом. Дети замалчивают или отрицают подобные факты, т.к. частью боятся возмездия взрослых, частью стесняются и стыдятся перед окружающими за себя и своих близких, но при этом еще и психологически защищаются.


Дочь З. Фрейда, Анна Фрейд, пошедшая по отцовским стопам, обратила особое внимание на тот факт, что ребенок стихийно научается приемам психологической защиты, в частности, перенимая ее опыт от взрослых. Годовалый малыш споткнулся о ножку стула и упал. Ребенок горько плачет. «Давай побьем этот нехороший стул!» - предлагают ему взрослые для успокоения. Совместное «наказание» стула приносит облегчение. Потому что вновь «включается» механизм психологической защиты. Взрослые правильно говорят в таких случаях: ребенок плачет потому, что ему не столько больно, сколько обидно. Обидно, что в этом заботливо обустроенном для тебя мире внезапно, нежданно-негаданно возникло досадное препятствие («минус» доверия к миру). Обидно, что я, уже умеющий так прекрасно ходить, растянулся на полу («минус» веры в себя). А боль только обостряет обиду, с которой и позволяет справиться простейшая форма психологической защиты. Эта форма носит название регрессии. Под ней психологи понимают символическое перенесение источника психологической травмы на более простые и доступные объекты, которые не требуют сложного анализа, осмысления и преобразования. На самом деле разновидностей психологической защиты существует значительно больше – на данный момент специалистами описано около двадцати.


В определенных ситуациях психологическая защита необходима не только детям, но и взрослым – в целях предупреждения более глубокой травматизации личности. Однако психологической жизнестойкостью личность обязана все же не накоплению «защитного опыта», а своему развитию – личностному росту.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Человеческое в человеке. 100 мини-лекций Владимира Кудрявцева. 43. Ростки психологической защиты
04-05-2015
Человеческое в человеке. 100 мини-лекций

«…Что-то в избушке русским духом запахло…» - «Мама!» – прерывает малыш чтение сказки, - «Баба Яга же добрая! Она просто
Что такое психологическая защита, и в каком возрасте она возникает?
28-10-2013
Что такое психологическая защита, и в каком

Что такое психологическая защита?
01-04-2008
Что такое психологическая защита?

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2024 (11)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх