Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

С чем сталкиваются незрячие дети в начале своего жизненного пути

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 063
  •  
    • 0


Важно не столько учить незрячих детей чувствовать то, что умеем чувствовать мы, сколько самим научиться чувствовать то, что не умеют чувствовать они. Тут нет полного совпадения. На мой взгляд, прекрасная статья, позволяющая разобраться широкой аудитории в главной психолого-педагогической, хотя и во многом социальной, проблеме инклюзивного образования и понять, в чем состоит основное направление ее решения. 

 

 Спасибо Олегу Смолину за ссылку.

 

Владимир Кудрявцев

  






 

15.11.2013

Об инклюзивном образовании сегодня говорят много и часто. Оно должно охватывать все ступени, затрагивать детей всех возрастов, начиная с дошкольного. О том, как воспитывают самых маленьких представителей будущего общества, и об инклюзивном образовании в целом.


Большое здание с цветным фасадом на Трифоновской улице — детский сад № 1021, в который ежедневно приводят более 200 детей. Но в помещение одной из групп, расположенное на первом этаже, приходят только семеро ребят от 3 до 6 лет — это мальчики и девочки, лишенные зрения.


Учитель-дефектолог Елена Насибулова с гордостью показывает большие красные яблоки, висящие на окнах, книги ручной работы и фотографии воспитанников. На одной мальчик Максим играет на фортепиано на уроке музыки, на другой дети воспитатели гладят собаку-повадыря, на третьей маленький Федя рисует руками. Немало фотографий, на которых дети играют вместе — без пояснения и непонятно, кто из них из коррекционной группы, а кто из общей.


Знакомство с собакой. Вася Колесников и Дамир Салямов (слева направо) 

Знакомство с собакой. Вася Колесников и Дамир Салямов (слева направо)



 — Детский сад — самое первое и самое главное место для инклюзии, — говорит Елена Насибулова. — Дети дошкольного возраста мало обращают внимание на детей, которые отличаются от них. Они могут просто не играть с ними, но неприятия, отторжения нет. Поэтому для меня как для дефектолога детский сад — основа инклюзивного образования.


В детском саду № 1021 нет полной инклюзии — общих групп для детей с разными физическими возможностями.


— Мы приводим незрячих детей в другие группы, в гости, здоровым детям сначала объясняем, что сейчас придут детки, которые не видят. Начинаем играть все вместе, и дети быстро забываются, начинают пытаться показать игрушки, подносят их к глазам незрячих деток, разговаривают с ними так же, как между собой. Они не всегда понимают, что ребенок, с которым они играют так же, как и со всеми, не видит, — рассказывает Елена Насибулова.


Человеческий фактор инклюзии


Коррекционная группа в детском саду № 1021 существует уже три года. По словам учителя-дефектолога Елены Насибуловой, первый год работала только группа кратковременного пребывания, потому что дети были очень сложными.


— Самое главное в работе инклюзивных детских садов — руководитель. Если у руководителя учреждения нет стремления к переменам, понимания сущности и особенностей инклюзивного образования, то этого нельзя добиться указаниями извне. Можно привести десятки примеров, когда детей с ограниченными возможностями не берут в детские сады не потому, что нет места, а потому, что невозможно оказать им должное внимание, нет специалистов, которые будут с ними работать. Если руководитель хороший, он наберет себе команду и научится с ней работать. Если руководителя заставили это делать, то ничего не получится.


Могу привести недавний пример: незрячую девочку взяли в обычный детский сад, в котором были созданы, кажется, все условия. Но человеческого фактора, индивидуального подхода к ней не было. Когда мы занимаемся с детьми, мы садимся и рука в руку с ними рисуем, делаем что-то. В этом случае такого подхода к девочке не было: все занимались, она сидела отдельно и делала что-то свое, сама по себе. В итоге время, проведенное в детском саду, ничего не дало ей. Да, она включена в обычную группу, но это не инклюзия, так как необходимых социальных навыков она не получила. Инклюзия — в том, что воспитатель подходит к каждому ребенку и становится инициатором его действий, помогает ему. Таким образом, человеческий фактор имеет огромное значение в инклюзивном образовании.


Воспитательница Светлана Рычко 

Воспитательница Светлана Рычко



Видеть достоинства, а не недостатки


Структурное подразделение «Лекотека» открылось при детском саде № 1021 в 2010 году. Оно специализируется на работе с незрячими детьми и с детьми, имеющими множественные нарушения здоровья. Дефектологи, логопеды и психологи оказывают адресную помощь 13 детям, которые посещают «Лекотеку» дважды в неделю по часу.


На протяжении шести лет сначала на базе детского сада № 224, затем в детском саду № 1021 работает служба сопровождения родителей и детей.


— Мы решили открыть службу сопровождения родителей и детей, потому что опыт показал, что родители сильно нуждаются в психологическом сопровождении, — рассказывает педагог-психолог структурного подразделения «Лекотека» Наталья Русакова. — Могу поделиться наблюдением, сделанным за время работы службы: если меняются родители, то меняется и ребенок. Наша задача — помочь родителям сконцентрироваться не на том, чего у ребенка нет, а на том, что у него есть. И любой дефектолог и специалист направляет ребенка на развитие сохранных анализаторов, в данном случае преимущественно сенсорных. Моя задача — переместить фокус родителя на то, что можно развивать, научить воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не концентрироваться на том, что ребенок лишен зрения.


Одна из форм работы с родителями — тифлозанятия, то есть погружение в незрячую среду (занятия с завязанными глазами).


— Это преодоление страха, попытка донести до родителей, что их ребенок, будучи лишенным зрения, имеет и использует другие органы чувств, воспринимает этот мир, хотя и немного по-другому. Родители часто расстроены тем, что их ребенок не видит мир. Мы пытаемся донести до них, что он чувствует его не хуже, чем зрячие родители, — говорит Наталья.


По ее мнению, в дошкольном образовании инклюзия реальна и вполне возможна. Педагог-психолог отмечает такие плюсы инклюзивного подхода, как включение детей в общество, преодоление изоляции.


— Незрячему человеку трудно включиться в культуру не включаясь в общество. Инклюзия прививает навык адаптации в обществе и выход из затруднительных ситуаций.


В то же время Наталья Русакова отмечает, что инклюзивное образование малодоступно детям, имеющим помимо нарушений зрения другие отклонения и заболевания — интеллектуальные нарушения, ДЦП, аутизм и др. Она с сожалением отмечает, что число таких детей растет с каждым годом.


Девушка по городу. . .


Наталья Русакова потеряла зрение в 17 лет. Но это не помешало ей окончить МГПУ с красным дипломом, стать педагогом психологом, выйти замуж и родить дочь. В разговоре с ней нельзя было не спросить о том, насколько сегодня Москва приспособлена для жизни людей с ограниченными возможностями.


— Нельзя не отметить положительные попытки и стремление создать в городе доступную для инвалидов среду, — говорит Наталья Русакова. — Хорошо, что об удобстве людей с ограниченными возможностями стали задумываться. Появилась и, я считаю, востребованна и актуальна социальная реклама. «Увидев человека с белой тростью, помогите ему». Это правильно, потому что до сих пор не только дети, но и некоторые взрослые, увидев человека с белой тростью, не понимают, зачем она ему.


При создании доступной среды нужно обращаться непосредственно к людям с ограниченными возможностями. Так, мы участвовали в консультации специалистов по благоустройству Останкинского парка. На бытовом уровне при передвижении по городу незрячему пешеходу очень помогают светофоры со звуком. Хотелось бы, чтобы во дворах было больше «лежачих полицейских», а в метро линия перед краем платформы была выпуклой — немного выше уровня пола. Это бы в разы обезопасило незрячих пассажиров метро.


— Мы много говорим об инклюзии, о терпимости. Но до сих пор и к табличкам на языке Брайля, и к людям белой тростью относимся неоднозначно, — делится Елена Насибулова. — Уже не удивляемся, да, но отмечаем про себя. Мы видим инвалидов-колясочников, которые гуляют с родителями, но детей с белыми тростями, которые гуляли бы одни или с родителями, не видно вообще. Они или ходят за руку с родителями, или вовсе сидят дома.


За игрой. Дамир Салямов и Федя Комиссаров (слева направо) 

За игрой. Дамир Салямов и Федя Комиссаров (слева направо)



Более сильные и приспособленные


По словам педагогов, работающих в детском саду, лишенные зрения дети мало чем отличают от сверстников. Но у них есть свои особенности. Например, все слова они воспринимают на свой счет. Если задать вопрос одному ребенку, на него начнут отвечать почти все. Потому что они привыкли к тому, что почти все внимание сконцентрировано на них.


То, что незрячие дети вырастают немного эгоистичными и своеобразными, — вполне закономерно из-за воспитания. Тем не менее эти детки музыкальные, веселые, для них важна инициация действия. Игры у них свои, весьма своеобразные, манипулятивные — они перебирают игрушки, делают какие-то вещи, которые кажутся странными со стороны. Воспитатели говорят, что есть среди них и подвижные, и спокойные дети, а также указывают на то, что все незрячие малыши очень много говорят, причем зачастую не имея основы для образов, которые передают словами. Выдумывают и пересказывают истории, сказки.


— Маленькие дети, лишенные зрения, если у них нет сопутствующих осложнений, точно такие же, как все остальные. Может быть, они говорят немного по-другому, у них немного другая мимика. Но играют они, если правильно организовать их, так же и бесконечно долго, — говорит учитель-дефектолог Елена Насибулова.


Она уверена, что незрячие дети, которые ходят в обычные детские сады и общаются со своими зрячими сверстниками, вырастают более сильными и приспособленными.


— Внутри специализированной группы общение между детьми статично, — говорит Елена. — Что они обсуждают? То, что находится вокруг них на расстоянии вытянутой руки, и то, что говорят воспитатели и педагоги. При общении с обычными детьми их мир становится больше, шире. Они слушают рассказы о том, чего не знают. Попав к обычным детям, незрячий ребенок оказывается в обычной жизненной ситуации, с какими по мере взросления ему предстоит сталкиваться.


Изучение системы Брайля в старших группах не обязательно, оно если и вводится, то как ни к чему не обязывающая игра. Гораздо важнее дать ребенку социальные навыки — научить одеваться, раздеваться, есть. Он должен знать, как вести себя, если потерялся на улице. Ребенок сам раздевается, когда приходит, слышит других детей и делает то же самое, что и все. Это делает его сильнее и увереннее.


— Из тех детей, которых мы воспитываем сейчас, должно вырасти новое, толерантное поколение. Они пойдут в гимназии и школы, после — в вузы, займут свое место в жизни и обязательно будут помнить об опыте общения с незрячими детьми. Дошкольный возраст — лучший для воспитания инклюзии и привития терпимости. Начинать выращивать новое поколение действительно толерантных людей нужно сейчас, с детского сада, — говорит Елена Насибулова.


Лина Полоскова


www.trud.ru 




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Июль 2024 (14)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Апрель 2024 (35)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх