Фото с сайта swww.stihi.ru.
Опубликовано в: Журнал практического психолога. 2011. № 1. Специальный выпуск: К Юбилею В.Т.Кудрявцева.
У моего сына чрезмерная брезгливость, с чем это может быть связано и как с этим бороться?
Из Гостевой книги сайта Владимир Кудрявцев
Чрезмерная брезгливость может являться симптомом невроза навязчивых состояний. В этой ситуации необходимо обратиться к специалисту (невропатологу, психотерапевту; не помешают и систематические консультации с психологом), чтобы избавиться от самого этого невроза. Впрочем, любой невроз и даже психоз (как считают современные психиатры) является гипертрофией нормальных человеческих качеств, необходимых в повседневной жизни. Так и брезгливость, которая, кстати, наряду со многим, отличает человека от животного, - основа нашего выживания в мире. Средний возраст неандертальцев составлял 19-21 год, не найдено ни одно из них, кто бы прожил до 40 лет. Установлено, что основной причиной их смерти являлся голод и эпидемии. Такие явления, как некрофилия и людоедство, едва ли были бы возможны, если бы человек не утрачивал брезгливости. Немецкий психиатр Г. Брах отмечает, что во время Первой мировой войны в деревнях наблюдалась вспышка каннибализма – из-за голода и общего снижения ценности человеческой жизни. В результате у крестьян пропала брезгливость перед поеданием человеческой плоти. То же происходило и в 30-е гг., когда страшный голод охватил ряд территорий советской страны.
Но источники брезгливости, даже гипертрофированной, было бы неверно усматривать только в сфере патологии. Источник брезгливости – детский страх, страх перед необычным и потому несущем возможную угрозу. А для того, чтобы отделить обычное от необычного нужен опыт, прежде всего – эмоциональный. Полутро-двухгодовалый малыш очень часто хватает руками, а то и тащит в рот, который для него – особый «орган познания», все, что под ними находится. Оно еще не способен понять смысла оценок и призывов взрослых: «Фу! Бяка! Брось эту гадость!», хотя и следует им. Именно отношение близких взрослых к вещам влияет у ребенка на возникновение чувства брезгливости. Оно формируется позже, ближе к 4-5 годам, когда малыш уже более или менее осмысленно ориентируется на это отношение. Ребенка пугают не сами по себе пауки, жуки или мыши, а именно тревожные предупреждения и запреты мамы или бабушки. Представим себе, что и сама мама панически боится мышей, и получим завершенную картину возникновения страха и порожденного им чувства брезгливости.
Вместе с тем, преодоление излишней брезгливости означает победу над собственными страхами. Это необходимо для того, чтобы ребенок развивался нормально и чувствовал себя гармонично в этом мире. Сказанное не значит, что он не должен брезговать «куском с пола». Но он не должен бояться взять в руки лягушку или червяка, тем более, вынести мусорное ведро. Правда, не забыв после этого помыть руки.
Как Вы думаете, представители какой профессии наименее брезгливы? Вовсе не мусорщики, а микробиологи и медики, и среди последних – инфекционисты и патологоанатомы. Почему? Да потому, что они хорошо представляют себе границу опасности, которую несут в себе ее источники. По статистике, именно врачи-инфекционисты в наименьшей степени подвержены инфекциям, хотя имеют с ними дело ежедневно. У меня была знакомая – старейшая, опытнейшая врач-инфекционист, которая участвовала в борьбе со многими эпидемиями 20-30-х гг. (чума, холера, тиф и др.). Она заразилась всего один (!) раз дифтерией, вытягивая через трубочку пленки из горла заболевшего, и то – по молодости и неопытности.
Отсюда – вывод: ребенок должен быть адекватно информирован об объекте, который вызывает у него брезгливость. Призыва: «Не бойся, это не страшно!» здесь недостаточно. В доступной форме нужно рассказать малышу, кто такие микробы, и где они живут, откуда берется слизь у жабы, что делает в земле червяк (не забыв упомянуть о той пользе, которую он приносит), зачем паук плетет свою паутину (по возможности, обратив внимание на то, как красиво выглядят паутинки, летящие по воздуху в солнечный сентябрьский день) и т.д. Кроме того, это ведь еще и интересно! Однако все эти рассказы обязательно должны дополняться тем, что раньше называли «санитарно-гигиеническим просвещением» - информацией о реальных источниках угроз для жизни, здоровья и самочувствия. Но при этом ни в коем случае нельзя вселять в ребенка панику. Когда мне было около 3 лет, мы с товарищем притащили из подвала мертвую крысу. Моя мама спокойно попросила оставить находку и объяснила, почему подобные опыты повторять не стоит. Разумеется, этот эпизод я помню только в общих чертах (о нем мне рассказывали родители), но с детства не имею проблем ни с брезгливостью, ни с гигиеной.
Хороший способ побороть чрезмерную брезгливость – завести домашнее животное и передать ребенку часть функций по уходу за ним. Привязанность и любовь к своему питомцу – чувства намного более сильные, чем брезгливость.
И, наконец, - хорошо известное: труд по дому. Если уж приучать ребенка не брезговать «грязной работой», - а ее рано или поздно ему придется выполнять в жизни, - лучше начинать это делать в родных домашних стенах. Не говоря о том, что это возымеет еще и воспитательный эффект. Неплохо привлечь внимание ребенка к некоторым «несоответствиям». Например, Вы говорите ему: «Ты брезгуешь лягушками, но почему у тебя не вызывают брезгливости разбросанные в комнате вещи или грязные ботинки?». Таким образом Вы даете ему возможность самому подумать над тем, что должно вызывать брезгливость, где она уместна, а где – нет.
Попробуйте для начала следовать этим простым рекомендациям, и тогда, вполне возможно, Вам не придется обращаться за дополнительной помощью к специалистам.
На развитие сайта