Издательство РГГУ выпустила книгу моей коллеги по Институту психологии им. Л.С.Выготского кандидата философских Джинны Литинской «Экзистенциальный эcкапизм. Новая проблема общества открытой информации». Если значительную часть XX века общественное сознание удерживало вопрос «Куда идем?» первым пунктом повестки дня (после пробуждения по сему поводу), то сегодня его потеснил другой – «Куда бежать?», который перерос, казалось бы, из индивидуальной интенции "на грани" в одно из доминирующих социальных настроений.
Термин «эскапизм» или «эскейпизм» образован от английского глагола escape (бежать). Конечно, герой "Парфюмера" нашего современника Патрика Зюскинда не первым искал убежища в пещере, хотя живет он, по воле автора, во временах Просвещения. Искусство XX века полнится подобными сюжетами. За эскаписта можно принять античного Протея, искусно избегавшего общения с людьми, которые докучали его просьбами попророчествовать. Протей прибегал к оборотничеству – перевоплощения в животных, огонь, воду, дерево и обратно в себя, когда люди уходили не солоно хлебавши. Эскапистов напоминают и многочисленные отшельники, странствующие персонажи – реальные и вымышленные… Даже аутисты!
Один древнегреческий мыслитель, отчаявшись объяснять, что такое ходьба, начал ходить туда-сюда. Но объяснения природы экспамизма, тем более, в его современной специфике, мы не найдем в самом по себе факте «убегания». Как сказано, в знаменитом советском комедийном фильме, «все бегут». Для того, чтобы понять, «куда бежим», нужно разобраться - от чего (от кого), за чем (или за кем?), наконец, зачем. Немаловажно и то, кто бежит (проблема субъекта).
И вот тогда, по всей видимости, обозначатся и источники происхождения феномена эскапизма, и границы, в которых можно исследовать соответствующую феноменологию. Заниматься этим, не покидая узкопрофессиональной делянки, бессмысленно. Только – шагнув в междисциплинарное поле, где история культуры переплетается с социологией современности, индивидуальная психология с социальной, где внешнее отыскивается во внутреннем, а экзистенциальное в эссенциальном (и наоборот).
Так, собственно, и поступает автор книги философ Джинна Литинская.
Хочется пожелать и книге, и автору доброй и продуктивной встречи с читателем. А чтобы ускорить эту встречу книгу можно приобрести в книжной лавке «У Кентавра», которая располагается в РГГУ по адресу: ул. Чаянова, д. 15 (проезд до ст. метро «Новослободская» или «Менделеевская»). Вход в магазин свободный.
Владимир Кудрявцев
В работе предложена типология эскапизма, описан тип экзистенциального эскапизма, включая его крайнюю форму – самоубийство. Феномен экзистенциального эскапизма показан как парадоксальный – способный одновременно выступать в качестве воплощения свободы и не-свободы человека. Прослеживается механизм трансформации идентичностей и деконструкции утопического идеала свободы в виртуализированной реальности. Дана историческая канва трансформации идеи свободы – от ее манифестации в лозунгах Французской революции до абсолютизации в ответ на развитие тоталитарных режимов ХХ века.
СОДЕРЖАНИЕ:
Е.Н. Шапинская
Эскапизм: поиск «иномирия» или
бессилие перед вызовами жизни? 6
От автора 10
Семиотические аспекты категории эскапизма 13
I. Культурные истоки экзистенциального эскапизма
Предпосылки экзистенциального эскапизма в идеях Великой Французской Революции 26
Парадоксы культурной идентичности: идентичность эскаписта 31
Эвристическа модель эскапизма 47?
Попытка построения общества на идее равенства: опыт внутренней эмиграции 55
Трансформация морали в обществе, основанном на идее братства 63
Нацизм?–?мировоззрение, построенное на идее расового братства и превосходства
Идея братства как инструмент ксенофобии 66
Трансформация морали 71
Эскапизм?–?стратегия реализации свободы в современной культуре 75
Безумие как осознанный выбор самоидентификации в различных социальных системах 82
Свобода и ответственность в современном либеральном обществе 94
Эскапизм в современном виртуализированом обществе 106
Левинас vs. Бодрийяр: Европейское общество до и после Катастрофы 117
II. Экзистенциальный эскапизм?–?многомерный феномен современного урбанистического мира
Ксенофобия?–?особая картина мира человека в современном мегаполисе 124
Проблема культурной маргинальности и эскапизм 128
Представление о маргинальности в гуманитарном дискурсе 128
Проблема культурной маргинальности и эскапизма в философии постструктурализма 131
Стигматизация в современной молодежной среде: переход от эстетики к этическому наполнению 135
Экзистенциальный вакуум как отправная точка эскапизма 144
В.Франкл?–?борьба с экзистенциальным вакуумом 161
Феномен эскапизма: смерть и самоубийство 176
Заключение 93
Литература 196
На развитие сайта