Еще продолжает жить определение университета, как стремящегося к истине сообщества коллег-исследователей. Помимо прочего, такое определение содержит и противопоставление высшего (свободного) образования среднему, которое подчинено тем или иным прагматическим целям. Споры об университете ведутся, как правило, в блестящей изоляции от споров о школе и наоборот. Институциональные границы превращаются в границы понятий: кажется странным и даже невозможным утверждать, что средняя школа — тоже является устремленным к истине сообществом. Или все-таки нет?
Так или иначе, есть кое-что, пронизывающее систему образования в разных ее проявлениях и на разных этажах. Это отношение к знанию. Точнее говоря, то, что учреждения образования не «передают» знание, а побуждают к нему отнестись. Отношение к знанию может быть формальным и неформальным, индивидуальным и коллективным, интеллектуальным или чувственным. Важно, что отношение к знанию неотделимо от конкретного набора сообщаемых сведений.
Заключена ли сущность всякого образования в его избыточности? То есть в том, что каждый данный набор сообщаемых сведений становится больше самого себя под влиянием определенного отношения к знанию? Или эти вопросы никак не связаны с сущностью образования? На круглом столе мы прежде всего хотели бы обсудить, что значит спрашивать о сущности образования.
Семинар пройдет 12 марта 2014 года в 19.00 в редакции интернет-журнала «Гефтер» по адресу: Малый Гнездниковский пер., д. 9/8, стр. 3а (в помещении «Русского института»)