«Работать по специальности» – это как?
Казалось бы: всякий человек, имеющий специальность, профессию – образование, диплом, сертификат, разряд, класс и т.д. – должен работать по специальности. Правда, в наши времена стало модным, получив диплом «по специальности», тут же уходить в совсем иные сферы жизни и работы (статистику приводить не буду, она есть, и она удивительна).
А я вот философ. Какой я философ – разумеется, не мне судить, просто в дипломе так написано.
Что для философа работа «по специальности»? После аспирантуры работы «по специальности» получить не мог, так как был беспартийным – «беруфтсфербот». Работал сначала на стройке, потом социологом. В 85 году потеплело, разрешили быть и работать беспартийным философом. Прошел собеседование на бюро райкома КПСС (беспартийный), разрешили. Устроился работать в вуз, преподавал там пять лет. По специальности. В 90-м году оттуда ушел. Основная причина: надоело учить людей предмету (мышление), который, как они уверяли, им на фиг не нужен, за это не платят.
Дальше работал журналистом, редактором, PR-щиком. Приобрел смежные специальности и навыки, но на основное – философию – оставалось мало времени и нервов. Иногда, между делом, удавалось что-то прочитать/написать. Кстати, убедился очередной раз: никакие навыки не бывают лишними.
Где работают философы «по специальности»? Ну, разумеется,
в Институте философии АН (где теперь АН?), м.б. в еще нескольких родственных учреждениях вроде ИИЕТа… Но, конечно, основной массив «философов» работал в вузах, преподавал. Я оттуда выключился. А в «академическую» философию никогда и не включался.
Кто я, где я? Могу ли я быть философом «по специальности»?
Неожиданно стал пенсионером. В этом качестве и статусе получить работу – не только «по специальности», а вообще какую-нибудь – затруднительно (возрастная дискриминация).
Вдруг нашелся выход. Приехал в редакцию «Знание – сила», получить экземпляр журнала, где вышла моя статья. За разговорами выяснилось: им нужен корректор. «Зарплата»? – ну, извините. На такую зарплату можно купить себе приличную веревку, на мыло уже не хватит. Журнал бедный, тираж мизерный, рекламы принципиально нет. Но – как-никак, «бренд».
Вот, туда и пошел работать. Корректорского опыта до того не имел (редакторский был, но это другое), решил рискнуть. Сейчас обучаюсь на ходу. Кстати, убедился: для всякого, кто хочет стать литератором, журналистом, редактором – корректорская школа была бы совсем не лишней.
Так, я, собственно, о работе философом – «по специальности». Быть философом по должности, по штату (в НИИ или вузе) – наверное, статусно, но муторно. Ведь надо писать «планы», по этим планам думать и писать, отчитываться о выполнении… Представляю себе, как ректорат Калининградского университета требует от Канта к такому-то числу написать очередную плановую Критику и отчитаться…
Отлично устроился Спиноза: шлифовал линзы. Работа спокойная, позволяет размышлять. Не то чтобы очень прибыльная, но на прокорм хватает. А много и не нужно. Главное – никаких планов и отчетов. У течения мысли свои законы, которые бюрократам не понять.
Я, слава богу, никому ничего не должен. Хорошие мысли (которые заслуживают написания) приходят не так уж часто – вот сейчас, к примеру, пишу (при отсутствии принципиальных, «стратегических» мыслей) этот текст). Вычитываю рукописи. Это, конечно, не линзы, да и я не Спиноза… Но тем не менее…
Илья Раскин
Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
На развитие сайта