Академику Теодору Ильичу Ойзерману - 100 лет!
Теодор Ильич Ойзерман родился 14 мая 1914 г. в с. Петроверовка (ныне Октябрьский р-н Одесской обл. Украины). Окончив в 1938 г. философский факультет ИФЛИ (Института истории, философии и литературы) был оставлен в аспирантуре. Досрочно защитил кандидатскую диссертацию и был зачислен преподавателем ИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 г. был мобилизован и принимал участие в боевых действиях на 3, 2, 1 Украинском фронтах, а также на Воронежском фронте (битва на Курской дуге). Демобилизован в 1946 г., вернулся к преподавательской работе. В 1951 г. защитил докторскую диссертацию на философском факультете МГУ и стал и.о. зав. кафедрой истории зарубежной философии. В 1954 г. утвержден заведующим названной кафедры.
В 1968 г. перешел на работу в Институт философии АН СССР. Заведовал сектором истории западноевропейской философии, а затем и отделом истории философии. В 1986 г. стал советником АН СССР. Продолжает работать в Институте философии РАН. Советник РАН.
Член-корреспондент c 1966, академик c 1981 - Отделение общественных наук.
Специалист в области истории философии, диалектического материализма.
Область научных интересов: история домарксистской, марксистской и современной западноевропейской философии (главным образом 40-е гг. XIX в.), теория историко-философского процесса, теория познания.
Автор работ по истории немецкой классической философии и марксизма, теории историко-философского процесса, теории познания, философским воззрениям И. Канта, Г. Гегеля, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга.
Был инициатором создания «Историко-философского ежегодника», специализированного издания, посвященного вопросам истории философии как науки. Составитель Собрания сочинений И. Канта в 6 томах.
Т.И. Ойзерман был руководителем 46 аспирантов, 25 из которых стали докторами наук, а 2 – членами РАН.
Автор 554 публикаций из которых 257 переведены на девять иностранных языков, в том числе английский, немецкий, французский, испанский, японский, китайский.
Член редколлегии журнала «Вопросы философии», редколлегии «Историко-философского ежегодника», председатель издания «Памятники философской мысли»–опубликовано свыше 120 томов.
Член Международного Гегелевского общества, Международного института философии.
Лауреат Ломоносовской премии, премии имени Г.В. Плеханова АН СССР, Государственной премии СССР.
Награждён орденами «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. Лауреат премией «Триумф-наука».
Награжден орденам Красной Звезды и двумя орденами Отечественной войны 2-й степени.
ww.ras.ruЗапись в Fb Петра Щедровицкого от 14.05.2016 Сегодня Теодору Ильичу Ойзерману - 100 лет. И при этом он в отличной форме, продолжает активно читать, размышлять и писать. И пить коньяк...
Из Fb Владимира КудрявцеваКак минимум, принадлежность юбиляра к официальному советскому философскому кругу ничуть не сказалась на профессионализме. А профессионализм в философии весит ровно столько, сколько "весит мысль" (Мих. Лифшиц).
Среди прочего, Т.И. Ойзерман - научный руководитель Э.В. Ильенкова. История их отношений была не совсем простой, хотя, в целом, оптимистической. О ней пишет мой давний товарищ Сергей Мареев в книге "Встреча с философом Ильенковым" (М., 1997):
"Я не помню точно, когда и при каких обстоятельствах он показал мне пожелтевшие от времени листочки одной из самых ранних своих работ под странным, с точки зрения «диамата», названием: «Космология Духа». Попытка установить в общих чертах объективную роль мыслящей материи в системе мирового взаимодействия (философско-поэтическая фантасмагория, опирающаяся на принципы диалектического материализма)». На полях пометки характерным почерком. Этот почерк я уже знал: Т.И. Ойзерман – научный руководитель Ильенкова по кандидатской диссертации. Я спрашивал, между прочим, Ильенкова, как повел себя Ойзерман, когда их с Коровиковым обвинили в «гносеологизме», ведь он был научным руководителем уже защищенной и, следовательно, одобренной научным руководителем работы, в которой этот «гносеологизм» уже должен был присутствовать. Ойзерман «гносеологизм» осудил, но сказал, что в кандидатской диссертации этого «гносеологизма» еще не было, иначе как бы он мог его пропустить.
Что же касается «Космологии», то когда после смерти Ильенкова возникла идея издать его избранные работы в двух томах, то Ойзерман, взявшийся быть ответственным редактором этого издания, – в то время подобные издания без «ответственных» не выходили, – именно «Космологию» пропустить туда никак не захотел, несмотря на мои настойчивые попытки ее вставить. Я и до сих пор убежден, что без этой работы Ильенков – это существенно неполный Ильенков. В общем, предполагавшееся издание тогда не состоялось.
Впрочем, я не хочу сказать ничего плохого... об Ойзермане. Я бы... сказал примерно то же самое, что сказал «величайший поэт советской эпохи» В.В. Маяковский о чешских писателях, после встречи с ними в 20?х гг. : «Люди хорошие. Что пишут – не знаю. По разговорам – в меру уравновешенные, в меру независимые, в меру новаторы, в меру консерваторы».
Умение "удерживать меру" - черта Теодора Ильича. И, возможно, "секрет" его столетия, с которым остается поздравить философа. Как и с тем, что свой век он отмечает "действующим философом".
На развитие сайта