Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Global Preschool Odyssey. "Эврика" в сингапурском детском саду

Global Preschool Odyssey. "Эврика" в сингапурском детском саду

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 708
  • печатать
  •  
    • 0


12.08.2014

7-17 августа 2014 года Институт проблем образовательной политики «Эврика» проводил стажировку в Сингапуре в рамках серии зарубежных стажировок для представителей региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных организаций.

События четвертого дня стажировки в Сингапуре комментируют Елена Петряева, руководитель службы мониторинга Института проблем образовательной политики "Эврика", Анна Пустошкина, начальник отдела образования Ворошиловского района города Ростова-на-Дону и Алексей Бабетов, директор Гимназии №210 "Корифей" города Екатеринбурга.


Алексей Бабетов: Среда – тоже учитель

Краткое знакомство с основными достопримечательностями закончено. Сегодня отправляемся в частный детский сад и Национальный институт образования (NIE) Сингапура. Активная работа целый день.

Наша группа заходит в детский сад Global Preschool Odyssey вместе с последними детьми. Родители разъезжаются на машинах. Один малыш громко рыдает. Как потом выяснится, он расстроился из-за того, что хотел сам расписаться в журнале прибытия, но за него расписалась старшая сестра (мы видели его через полчаса, он уже обо всем забыл и весело участвовал в уроке). И нас и детей – как в аэропорту – проверяют бесконтактными сканерами на наличие температуры. Протираем руки обеззараживающей жидкостью. Вместо того, чтобы надеть бахилы, снимаем обувь... Отношение к чистоте и здоровью самое пристальное.

В программе визита – краткая презентация детского сада, экскурсия и вопросы с обсуждением.

Этот садик громко именует себя Global Preschool Odyssey. Глобальный - потому что ориентированы на глобальные ценности воспитания в детях граждан мира, а Одиссей – потому что образование – это увлекательное путешествие.

Первоначальное вдохновение коллектив школы почерпнул в Италии, знаменитой своими разработками в области дошкольного образования. Первое, что поразило сингапурских педагогов в итальянской модели – отношение к детям как к равным, как людям, которые все понимают и почти все могут сделать. Традиционный взгляд, где взрослый учит ребенка и передает ему знания – не для этого коллектива. Отсюда главенствующая роль проектной деятельности. Включение родителей в процесс образования и внимание к организации пространства. Среда – тоже учитель.

Совсем недавно школа – именно «школа», потому что на детский сад она не похожа – получила статус IB (Международный бакалавриат) по программе PYP.

Программа обучения ориентирована на выработку современных компетенций, требуемых обществом: научиться сотрудничать, уметь задавать вопросы, быть креативным и стремиться к лидерству. Поэтому занятия организуются всегда в малых группах, где дети обсуждают свои проекты, исследования, совместно находят решения.

Программа предполагает, что уже к 6 годам, когда дети пойдут в школу, они должны научиться, кроме общих навыков, писать, читать и говорить… Дети выглядят довольными, ухоженными и много практикуются в письме, рассказах…

Пространство классов (а это, скорее, именно классы, а не групповые помещения в нашем понимании) несколько тесноватое, разделено на несколько уголков, каждый из которых имеет свой учебный функционал. Перегородками служат шкафчики и полки, так что взрослые могут видеть где и чем занимаются дети. А занимаются они именно в этих разделенных пространствах в группах. Они могут сидеть за столом и тренироваться в написании иероглифов, или лежать на полу и тренироваться в умении задавать вопросы. Если дети помладше, они делают аппликации, изучают возможности различных материалов, рисуют и так далее.

Уроки могут происходить как в здании, так и вне его. Территория Одиссея небольшая, но также хорошо организована. Опять же здесь мы не нашли традиционных для нашего детского сада беседок, песочниц и малых архитектурных форм. Здесь есть ассамблея для общих сборов (что-то типа нашей линейки), столовая на веранде, музыкальный сад, крытые галереи, внутренний двор с полянкой, игровой комплекс и большая поляна для различных подвижных игр. Парковка тоже на территории школы. Родители должны въехать на территорию школы, высадить ребенка, чтобы передать его педагогам.

Учителя – в основном молодые девушки. Есть и пара мужчин. Один курирует программы, другой - по хозяйству. Здесь нет воспитателей и нянечек. Только учителя. Они не только учат, но и оказывают необходимую помощь детям в случае необходимости. До 2000 года практически все, кто хотел работать с детьми, могли прийти и поступить на работу. Сегодня педагогические работники все обязаны иметь специальный диплом. В одном классе три учителя. Один по программе, второй – английский язык, третий – китайский или малайский. Все они работают с классом одновременно малыми группами. Практически нет занятий фронтальных, где все дети занимаются одним и тем же.

Заработная плата учителя в среднем от 2 до 4 тысяч сингапурских долларов (1 сингапурский доллар - 30 рублей) в зависимости от квалификации, опыта и результатов работы. Система оплаты труда – окладная.

Для учителей Сингапура очень много возможностей для повышения квалификации как внутри страны, так и за ее пределами. И они этими возможностями активно пользуются. Общий настрой позитивный, не заметно следов усталости, изношенности, раздражения.

Отдельный вопрос о стоимости обучения. Дошкольное образование в Сингапуре в отличие от среднего, по большей части частное и платное. Разброс родительской платы в различных дошкольных организациях довольно большой: от 300 до 2500 сингапурских долларов.

Стоимость содержания и обучение в Одиссее относится к высокому уровню и составляет 2000 сингапурских долларов в месяц. При этом я не могу сказать, что эта школа выглядит уж как-то особо богато или интересно. Все очень просто. Архитектор, конечно, здесь работал, но сильно не утруждал себя разработкой инновационных идей. Простота и неброскость в организации пространства, возможно, специальная стратегия для развития воображения у детей.

Мне понравилось стремление к использованию простых и разнообразных материалов для реализации детских проектов. Например, веточки деревьев используются в качестве рамок для фотографий. Это приучает детей во всех обычных вещах и материалах видеть возможности для преобразования окружающего мира. На мой вопрос об изобилии различных материалов и комплектов для развития мелкой моторики у детей, Элис, методист Одиссея, ответила, что это не только материалы Монтессори, их кредо – брать лучшее из разных методик и концепций.

В целом, хорошее впечатление и белую зависть вызывает их оптимизм, желание совершенствоваться, улучшать свою систему образования, учиться у коллег, видеть в малом большое и наоборот, делиться своим опытом, рассказывать взахлеб как Правительство и Министерство образования Сингапура доверяет и частным и государственным школам, создают все условия для развития образования.

Продолжаем исследовать как формируют свою нацию поклонники Мерлиона…

Анна Пустошкина: Соревнование с Сингапуром

У меня есть маленькая внучка, ей два с половиной года. Во многом я понимаю содержание нового стандарта дошкольного образования благодаря ей. Например, когда она во время моего отдыха, подходит, берет меня за руку и ведет туда, куда ей нужно: в песочницу, рисовать, лепить или танцевать, - я сразу вспоминаю слова Натальи Шадриной про детскую инициативу. Благодаря внучке, я про детскую инициативу знаю практически все. Главное, ее надо поддерживать. Как вы поняли, у меня к дошкольному образованию не только профессиональный, но и личный интерес.

С этой точки зрения я и относилась к образовательным событиям, имевшим сегодня место быть. Еще один тезис. Мне нравилось сегодня все: детский центр Odyssey - The Global Preschool, его организация пространства, чистота и уют, люди-управленцы и педагоги, и конечно дети. Но я постоянно ловила себя на мысли: почему у нас не так? Почему мы не можем так с детьми, на равных, выстраивая деятельность и отношения просто и понятно. Хотелось сравниваться с Сингапуром.

В Сингапуре нет учета детей дошкольного возраста на портале государственных услуг по предоставлению мест в дошкольных образовательных организациях, то есть 99% дошкольников обеспечены местами в детских садах. Не сомневаюсь, что этот показатель в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону мы достигнем к концу 2015 года. Наша потребность - 2,5 тысячи мест ежегодно. До 2013 года мы комплектовали 600 мест, за 2014 ввели 1,5 тысячи мест для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. За счет проведения капитального ремонта возвращенных в сеть зданий бывших детских садов и установки быстровозводимых конструкций (модульных домиков) на территориях существующих дошкольных образовательных организаций, остаточная потребность населения Ворошиловского района будет удовлетворена.

Итак, в этом моменте наверняка Сингапур догоним!

В детском центре нас с Людмилой Ленецкой, заведующей детским садом Ворошиловского района, поразила особая организация пространства - ненавязчивое зонирование детских групп, простота и содержательность наглядного материала, его доступность, видеосопровождение жизни ребенка в детском центре - детей снимает ежедневно на видео воспитатель, чтобы отслеживать их продвижение.

Наши воспитатели часто противопоставляют знания, умения и навыки формированию компетентностей. Сегодня мы увидели, как могут сосуществовать ЗУНы и компетенции, не мешая друг другу развивать ребенка. Вот здесь, пожалуй, мы Сингапур не скоро догоним. Академичность содержания образования не так легко отпустить: до сих пор бытует мнение, что важней знать таблицу умножения, чем сосчитать стоимость покупки на кассе, чтобы не перебрать отведенный себе денежный лимит.

Отдельное спасибо Сингапуру за меню и форму для дошкольников. Меню. Дети выбирают, что будут кушать - рыбу или птицу! Не представляю такого у нас, у наших детей права выбора нет. Про дошкольную форму. Ясно, что это правильно и хорошо, красиво и удобно, с дошкольного возраста формирует сопричастность к сообществу, в котором существуешь.

Думаю, что наши дошкольные образовательные организации и родители к формированию общности таким средством совершенно не готовы.

Утром, при входе в детский центр, плакал маленький мальчик. Я подумала, что он не хочет идти к детям и воспитателям, не хочет расставаться с мамой. Позже оказалось, что он плакал, потому что хотел сам расписаться в журнале, где отмечают прибытие детей, был уверен в том, что сам сможет это сделать, а за него расписалась сестра, которая привела его в центр.

Ребенок плакал, потому что за него сделали то, что он готов был сделать сам.
Администрация нас заверила, что это был исключительный случай. Как часто мы не позволяем нашим детям делать то, что они могут и хотят делать сами, считая, что мы лучше знаем, что им нужно. В сингапурском центре ошибку исправили. Когда же наша система дошкольного образования из системы подавления изменится на систему поддержки детской инициативы? А ведь родине Выготского, Эльконина, Давыдова это под силу.


И последнее. Коллеги, провожая меня, желали, чтобы я привезла новые идеи, так обычно случается после Байкальских образовательных форумов. В этот раз идея старая: «Работать, работать и работать!». А то никогда Сингапур не догоним.

Елена Петряева: Учителя – это «агенты инноваций»!

Утро в городе орхидей, небоскребов и фантастических голографических шоу началось, уже традиционно, с бирюзового бассейна, нежного молочного коктейля и ожидания новых открытий и увлекательных событий.

Эти ожидания четвертый день пребывания в Сингапуре оправдал в полной мере! Программа образовательной стажировки подарила посещение двух уникальных мест: детского сада – Центра Odyssey – The Global Preschool и Национального института Образования.

Впечатлений и открытий много! И поскольку мне выпала возможность поделиться ими в четвертый день стажировки, выделю по четыре ключевых в каждом из посещенных мест.

1. Акцент на коммуникацию и взаимодействие. В этом детском саду огромное количество пространств, которые нацелены на взаимодействие воспитанников друг с другом, воспитанников с учителями, воспитанников с элементами электронной среды, воспитанников и родителей, учителей и родителей.

Поражает простота выбранных способов организации этого взаимодействия: периодически сменяемые выставки фотографий детей, участвующих в различных проектах, сиденья в виде ступеней вместо обычных стульев для того, чтобы был контакт между учителем и воспитанниками «на уровне глаз», пленэры, исследовательские лаборатории.
Меня восхитило, что одной из задач, которая решается детьми – это задача написания (составления) историй. Про новые слова, например, про открытия, про свою деятельность, наконец. Это развивает мышление, способности анализировать информацию и свои действия, строить рассказ.

2. Ручное творчество детей. При входе в детский сад сразу чувствуется, что здесь есть «детская душа». Музей, созданный из творческих работ детей, многочисленные поделки, результаты текущих и реализованных проектов. Причем все это сделано из самых простых, но разных материалов: картона, бумаги, красок, камней, ниток и другое.

Изобилие всего того, что сделано руками из простых материалов приводит к осознанию того, что среда детского сада очень динамична. Ведь через неделю она пополнится, изменится с включением в нее новых объектов творческой деятельности.

Важно, что кулинария воспринимается здесь как образовательная деятельность, которая (говоря языком наших стандартов) способствует формированию метапредметных результатов.

3. Электронная среда. Не могу не написать про нее. Она практически незаметна (ну что там несколько компьютеров, интерактивных досок), и гармонично вписана в общую среду. Она не доминирует, она лишь для того, чтобы была возможность попробовать выполнить задачу другим способом. К примеру, найти визуальное изображение предмета можно и по бумажным карточкам, а можно и на странице в сети Интернет. Интерактивная доска для того, чтобы зафиксировать задание для учеников, проектор (такие были у нас, когда я училась в школе), что спроецировать на стену отражение в световых лучах предмета.

Очень мило смотрелись бумажные значки социальных сетей, поисковых систем на одном из столиков для воспитанников. Это для проекта: как можно взаимодействовать с другими людьми.

Реализуется модель 1 компьютер – несколько детей. Это, как доказывают исследования ЮНЕСКО, намного эффективнее чем модель 1:1.

Учителя же используют технические средства как фиксацию ситуаций деятельностей воспитанников, их достижений. Это становится предметом обсуждения внутри педагогического коллектива и обсуждений с родителями.

4. Профессиональное развитие через освоение мировых инноваций. Педагогический коллектив видит своей целью подготовить детей к жизни в меняющемся мире, к освоению инноваций. Они понимают, что достижение данной цели возможно лишь при условии их собственного развития. А оно лежит в плоскости международного партнерства и открытости.
Национальный институт Образования

1. Система образования в Сингапуре это, по выражению предыдущего директора Института, Lee Sing Kong, - «система мостов и лестниц». Это касается и системы подготовки педагогических кадров и их дальнейшего профессионального развития. Карьерный рост как в области управления, так в области педагогической деятельности (учитель, старший учитель) все это вполне реальная ситуация.

2. Учителя – это «агенты инноваций»! Система образования Сингапура очень чутко реагирует на все изменения, происходящие в мире. Источник изменений - Министерство образования. Оно систематически «сканирует» мир и каждые 1-2 года принимает решения об изменении образовательных программ. Это, в первую очередь, касается изменения программ подготовки учителей, так как они переносят инновационный способ обучения в школы.

3. Три принципа государственной политики по отношению к педагогическим кадрам:

заработная плата начинающего учителя равна заработной плате начинающему инженеру, государственному служащему.

признание важности учителя в создании национального сообщества. Учителя формируют будущее нации!

хорошая работа учителя – предмет общественного обсуждения и признания.

4. Профессиональное развитие без отрыва от производства. Каждый учитель каждый год должен пройти не менее 100 часов повышения квалификации. Курсы проводятся «без отрыва от производства», при незначительном сочетании с он-лайн обучением.

www.eurekanet.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Дошкольник в пространстве будущего
26-05-2014
Дошкольник в

Фото с сайта
Детский сад со звучным именем «Эврика-Развитие» открылся в Ростове-на-Дону
03-01-2014
Детский сад со

Татьяна Волосовец: «Педагогов для детсадов нужно готовить по-новому»
16-04-2013
Татьяна Волосовец:

Информация к разным размышлениям. Как и где учиться до школы?
08-02-2006
Информация к разным

Новая система оплаты услуг в дошкольных учреждениях Москвы
06-02-2006
Новая система

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (22)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх