21 августа исполнилось 85 лет выдающемуся ученому-гуманитарию – историку культуры, антропологу, лингвисту, семиотику, мыслителю Вячеславу Всеволодовичу Иванову. Академик РАН Вяч. Вс. Иванов продолжает жить активнейшей интеллектуальной и духовной жизнью сразу на двух континентах – не только в качестве профессора Калифорнийского университета, в Лос-Анджелесе, директора Института мировой культуры МГУ и Русской антропологической школы РГГУ.
О вкладе академика Иванова в мировую гуманитаристику можно говорить долго, но лучше всего об этом рассказывает сам юбиляр в своих многочисленных книгах, статьях, докладах и удивительных лекциях, которые так ждут многие (каждый год летом он читает лекционный цикл в РГГУ). Напомним лишь об одной концепции, с которой обычно связывают имя Вячеслава Всеволодовича, равно как имя и его соавтора-друга Владимира Николаевича Топорова, такого же подвижника гуманитарной мысли. О концепции «основного мифа».
Согласно ей все многообразные сюжеты индоевропейской мифологии могут быть сведены к одному «обще-знаменательному» сюжету борения бога-громовержца с хтоническим змеем. Их противостояние может представать в виде оппозиций (в том числе, леви-строссовских): верха и низа, света и тьмы, отчасти – горнего и земного, с большей натяжкой (в определенном контексте) – сакрального и профанного…
Кстати, существует легенда, что самое продолжительное наблюдение «карадагского змея» - чудовища, так же, по легенде, обитающего в водах крымского Черноморья, принадлежит отцу ученого – писателю Всеволоду Иванову.
Битва со змеем внутри (драконом, хотя, скажем, в Китае это – разные мифологические образы, и именно «смыслообразы») знакома каждому по опыту личной жизни. Хотя часто – лишь в виде отголосков, в которые вслушиваются психологи. Благодарные Вячеславу Всеволодовичу, помимо всего прочего, за подготовку первого издания «Психологии искусства» Л.С.Выготского (1968) и предисловие к нему.
Змей – вовсе не всегда явное зло, а змееборец – не всегда каратель. Змея, пожирающая свой хвост (у греков - ?????????), – символ вечного воспроизводства бытия, жизни в циклах «рождение – смерть – новое рождение». Символ – не линейно-дурной, а завершенной бесконечности (и по Гёделю, и по Гегелю). И знания о ней.
А в знании не всегда удается свести змеиные пасть и хвост, бывает, они расходятся. А, бывает, сливаются до неразличимости. Получается порочный круг. И тогда змееборец-исследователь сам разрубает змею. В смелом мысленном эксперименте, силой проблематизации знания, встраивания его в неожиданный, но жизнетворный для содержания мысли дискурс, нередко разнодисциплинарный. И непременно философски осмысленный. Пусть змея заново ищет свой хвост!
Вячеслав Всеволодович – настоящий змееборец.
Новых побед ему и сил для них!
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта