Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » В.Т.Кудрявцев. Курс «Общая психология». Тема «Чувственность и созерцание»

В.Т.Кудрявцев. Курс «Общая психология». Тема «Чувственность и созерцание»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 679
  •  
    • 0

1-й курс Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ

(4 ч. – лекции 18 и 25 апреля)

Программное содержание

Особенности сенсорной и пецептивной психики у животных.

Общая картина сенсорно-перцептивной сферы человека.

Понятие об ощущении; его значение в деятельности человека. Феномен сенсорного голода. Условия и механизм построения чувственного образа. Сенсорные действия. Ощущения и перцептивная деятельность. Строении и функции анализаторов. Виды ощущений. Общие свойства ощущений.

Пороги чувствительности и активность субъекта. Адаптация.

Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Сенестизия. Упражнение и развитие сенсорных умений.

Общая характеристика восприятия и его основных свойств. Апперцепция. Физиологические механизмы восприятия.

Созерцательское и несозерцательское понимание созерцания. Восприятие как действие. Моторные компоненты восприятия. Фиксации глаза и их продуктивный эффект. Объем восприятия. Уровни перцептивных действий. Оперативные единицы восприятия.

Созерцание – творческий процесс. "Продуктивное" и "порождающее" восприятие. Разумность восприятия. Перцептивные проблемы. Наблюдение. Эйдетизм. Искусство как модель для изучения общих закономерностей восприятия. Телесное и духовное зрение.

Восприятие пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов; восприятие направления). Зрительные иллюзии. Психологическое время. Восприятие движения.

Литература

Основная

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Гл. 3, 4.

Бардин К.В. Психофизика и пороговая проблема // Психол. журн. 1992. № 2. С. 75-83.

Выготский Л.С. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятии. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевской. М., 1972. С. 275-281.

Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопр. психол. 1971. С. 27-42.

Зинченко В.П. Развитие зрение в контексте общего духовного развития человека. 1988. С. 15-30.

Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989. С. 8-15 – Психологическое время.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981. С. 161-192; 219-249. – Механизм чувственного отражения; Сенсорная и перцептивная психика у животных.

Общая психология / Под ред. проф. А.В.Петровского. 2-е изд. М., 1977. Гл. 9, 10.

Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова, В.П.Зинченко. М., 1982. Статьи Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн. 2. С. 262-265.

Дополнительная

Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1976. Гл. 1.

Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.

Принципы порождающего процесса восприятия / Под. ред. А.И.Миракяна. М., 1992. Гл. 1 – Пути преодоления созерцательской трактовки созерцания.

Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. 2-е изд. М., 1990.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Человечество на протяжении многих столетий мечтает об открытии "шестого чувства", строит фантастические гипотезы относительно существования и назначения "третьего глаза". Но исчерпаны ли возможности тех чувств, которыми мы реально наделены?

2. Попытайтесь назвать случаи, когда ощущение способно передать существенные свойства вещей?

3. В 1931 г. немецкий врач Макс фон Зендем удалили катаракту нескольким слепорожденным детям. Вся остальная зрительная система была у них в норме. Однако в течение первых дней после операции видимый мир оставался для этих детей лишенным всякого смысла: знакомые предметы – трость, стул и др. – они узнавали только на ощупь. Лишь по мере специальной тренировки дети обучались видеть вещи, но их зрение и в дальнейшем не смогло достичь нормального развития.

Известно также, что больные, у которых катаракта удалялась во взрослом возрасте, пытались вновь натягивать повязку на глаза, среди них известны даже случаи самоубийства.

С чем это связано?

4. Дайте единое объяснение следующим фактам:

а) если слегка ударить по глазному яблоку, то из глаз "посыплются искры";

б) удар по уху вызывает в нем "звон";

в) клеммы батарейки для бытовых электроприборов "кислят".

5. Цвет, как известно, подчеркивает форму предмета. Так, ярко-красная эмаль делает более рельефными аэродинамические особенности модели автомобиля (недаром полуспортивные модели часто окрашивают в этот цвет); светлая одежда нередко "полнит", а темная – "стройнит" и т.д. Почему?

6. Со времен эпохи Возрождения человеческий глаз долго сравнивали с камерой-обскурой – приспособлением для зарисовки изображений, прообразом будущей фотографической камеры. Позднее глаз уподобляли фотоаппарату, а затем – киноаппарату, посылающему в мозг серии моментальных кадров, и телевизору. Сегодня глаз уподобляют сканнеру. С чем бы сравнили глаз Вы?

7. Что имел в виду выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн, когда писал: "Первично даны не объекты созерцания, а объекты потребностей и действий?"

8. Проведите небольшой опыт. Найдите репродукцию (желательно цветную) знаменитой картины И.Е.Репина "Не ждали" и внимательно рассмотрите ее. На картине слева, рядом с дверью на веранду, изображена темная ножка стула. Деталь, казалось бы, малосущественная. Но попробуйте прикрыть ее пальцем и представить, что не месте ножки – пустое место. Не правда ли, комната превращается в длинный коридор? Темные пятна начинают "перевешивать", "тянуть" картину вниз. А главный персонаж, которого "не ждали", не останавливается постепенно, а словно продолжает двигаться дальше мимо смотрящих на него людей.

Прокомментируйте этот эффект.

9. Только ли художникам присуще наличие элементов воображения в восприятии? Аргументируйте свою точку зрения.

10. Об особенностях исторического развития восприятия времени говорит следующий факт. Даже после изобретения и распространения в Европе механических часов до XVI в. они изготавливались без минутной стрелки. Дайте объяснение этому факту.




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Экзаменационные вопросы по курсу «Общая психология» (1 курс, 2 семестр)
30-05-2006
Экзаменационные вопросы по курсу «Общая

Экзаменационные вопросы по курсу «Общая психология» (1 курс, 2 семестр).
Расписание лекций и семинаров В.Т.Кудрявцева на 1 семестр 2010-2011 у/г (Институт психологии им. Л.С.Выготского РГГУ)
08-11-2010
Расписание лекций и семинаров В.Т.Кудрявцева на 1

Экзаменационные вопросы по курсу «Общая психология» (1 курс, 2 семестр)
30-05-2006
Экзаменационные вопросы по курсу «Общая

  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Июль 2018 (34)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх