Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

А.В.Суворов. Тифлосурдопсихология и ФПСГ "СО-ЕДИНЕНИЕ"

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 962
  •  
    • 0
А.В.Суворов. Тифлосурдопсихология и ФПСГ "СО-ЕДИНЕНИЕ"


А.В.Суворов,
доктор психологических наук,
профессор кафедры ЮНЕСКО "Культурно-историческая психология детства" МГППУ

ТИФЛОСУРДОПСИХОЛОГИЯ И ФПСГ "СО-ЕДИНЕНИЕ"
(тезисы для научно-практической конференции 13 - 14 ноября 2014)


Предмет тифлосурдопсихологии - специфика (особенности) жизни (или прозябания) в условиях слепоглухоты, от рождения (или момента наступления этой двойной инвалидности) до старости и смерти.

Подход к исследованию специфики слепоглухоты, а тем самым к учёту специфики на практике, определяется, во всяком случае в моих разработках, тезисом Э.В.Ильенкова, сформулированным в его письме А.В.Суворову (мне) от 12 августа 1974: "Я понимаю, что слепоглухота не создаёт ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, которая не была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их, - больше она не делает ничего".

Этот тезис не отрицает специфику, как может показаться на поверхностный взгляд, а определяет её границы, именно: все без исключения встающие перед слепоглухими проблемы - всеобщие, но способы их решения в экстремальных условиях слепоглухоты - специфичны. Как, будучи ещё студентом, я говорил о себе: ?Я - нормальный человек в ненормальных условиях слепоглухоты". На самом деле это применимо, разумеется, к любой инвалидности, да и шире - к любой экстремальной ситуации.

В течение всей жизни теоретически осмысливая всеобщность и специфику нормальной жизни в экстремальных условиях слепоглухоты, я пришёл к следующим четырём направлениям (или областям) тифлосурдопсихологических исследований и соответствующей практики:

1. тифлосурдопедагогика - первоначальное воспитание и обучение слепоглухонемых детей (И.А.Соколянский, А.И.Мещеряков, А.В.Апраушев);

2. совместная педагогика, она же - личностная инклюзия: целенаправленное стимулирование взаимодействия слепоглухих детей и подростков со зрячеслышащими ровесниками и/или детьми-инвалидами других категорий (А.В.Суворов, И.В.Саломатина, Н.Ю.Романов);

3. тифлосурдогносеология - особенности познания окружающего мира и себя в нём в условиях слепоглухоты как более/менее глубокой сенсорной депривации (О.И.Скороходова, А.В.Суворов и др.);

4. тифлосурдореабилитология - особенности реабилитации, то есть выживания, взрослых слепоглухих в мире зрячеслышащих (А.В.Апраушев, А.В.Суворов, Т.А.Басилова и др.).

До сих пор приходилось в основном констатировать остроту проблем, встающих в каждой из указанных областей тифлосурдопсихологии. Осмысливая личный опыт, я вынужден был констатировать и подчёркивать острые моменты, без особой надежды на их устранение в существующих социальных условиях. То, что в моей личной судьбе эти острые моменты как-то более/менее сглаживались и снимались, представлялось явлением скорее случайным, чем закономерным, - прежде всего, "повезло" на друзей, на их поддержку... Социальная закономерность этого "везения" не просматривалась ни в советском, ни тем более постсоветском общественном устройстве. Скорее вопреки, чем благодаря.

Весной 2014 года учреждён Фонд поддержки слепоглухих (ФПСГ) "Со-единение", который с лета 2014 развил бурную деятельность и возбудил, - очень хочется верить, обоснованные, - надежды на то, что положительные моменты в судьбе российских слепоглухих наконец-то станут социально закономерными, закономерным следствием существования такого социального института, как ФПСГ. Судьба слепоглухих наконец-то начнёт складываться более/менее удачно благодаря, а не (или не только) вопреки социальным условиям. Надеясь на это, ниже попробую поставить хотя бы некоторые практические задачи, которые могли бы решаться при поддержке ФПСГ "Со-единение".

1. В области тифлосурдопедагогики - поддержка первоначального обучения и воспитания слепоглухонемых детей в семье. Если в дальнейшем их и придётся отдать в Сергиево-Посадский детский дом или экспериментальные группы московской 65-й школы глухих, то более/менее подготовленными в домашних условиях. Естественно, учебно-воспитательный процесс в семье должен контролироваться и направляться специалистами-тифлосурдопедагогами, возможно, прошедшими дополнительную подготовку, в качестве повышения квалификации, при поддержке Фонда. В идеале хорошо бы эти ребята, не покидая семью, получали полное образование, вплоть до высшего, примерно так, как получила его Элен Келлер. Почему бы при поддержке Фонда не попробовать воспроизвести в современной России феномен Элен Келлер и её учительницы Анны Сулливан?!

Может быть, при поддержке Фонда в России учредится наконец и ассоциация родителей слепоглухих детей. Тем более, что Сергиево-посадский детдом не резиновый, и из отдалённых регионов дети туда если и попадают, то далеко-далеко не все. Ассоциация родителей могла бы способствовать учёту детей на всей территории Российской Федерации, и вместе со специалистами определялась бы индивидуальная траектория обучения и воспитания каждого слепоглухого ребёнка.

2. В области совместной педагогики (личностной инклюзии) - хотя бы возобновление практики И.В.Соломатиной (совместные экскурсии слепоглухих и зрячеслышащих детей), совместный отдых, совместное дополнительное образование (насколько знаю, особенно успешен такой опыт в Детском ордене милосердия Набережных Челнов). Возможна частичная поддержка деятельности Детского ордена милосердия - постольку, поскольку в ней будут задействованы слепоглухие дети и слепоглухие же специалисты. Или отдельная от Ордена такая деятельность.

3. В области тифлосурдогносеологии - поддержка исследований и самоисследований познавательного потенциала слепоглухих. Надо продолжить исследования А.И.Мещерякова (вероятностный и сигнальный характер восприятия слепоглухих, сравнение различных рецепций...), а также надо продолжить самоисследовательскую линию О.И.Скороходовой (поддержка интроспективных исследований самих слепоглухих). Зрячеслышащую мифологию о том, как слепоглухие ориентируются без зрения и слуха, необходимо заменить надёжной базой достоверных научных знаний. И никаких религиозных и разного рода редукционистских спекуляций на сей счёт.

Тут бы наконец заняться разбором и запуском в научный оборот, хотя бы в оцифрованном виде, наследия наших классиков - И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова. В Киеве до развала СССР существовал музей И.А.Соколянского, и был подготовлен к изданию двухтомник его работ. Но тут СССР развалился, двухтомник издан не был. Можно ли как-то завершить этот проект? Не в бумажном, так в электронном виде, запустить в интернет... То же самое с архивом А.И.Мещерякова...

Существует сканер для оцифровки брайлевских текстов... Я вынужден был разрешить отнести на помойку ту часть моего брайлевского архива, которая написана краткописью (поскольку пришёл к убеждению, что разбирать это никто никогда не будет, а квартира всё же не музей), но некоторые работы, написанные без сокращений, лежат, и могут быть сканированы. Вручную вводить их в компьютер - никаких сил и времени не хватит.
Очевидно, вообще Фонду необходим свой сайт, где и можно было бы размещать всё оцифрованное.

4. В области тифлосурдореабилитологии - индивидуальные траектории жизни взрослых слепоглухих, чтобы они не были обречены на прозябание по семьям и домам престарелых. Поддержка образования, вплоть до высшего; поддержка творчества (скульптурного, литературного, театрального); трудоустройство - рабочие места, в том числе надомные. Создание повсеместно - и в Москве, и в регионах, - служб сопровождения и перевода для слепоглухих. Различные технические проекты, - прежде всего, разумеется, компьютеризация, как можно более широкое распространение различных модификаций брайлевских дисплеев и органайзеров, обучение пользованию ими кого только возможно, в каких только возможно пределах. Однако при этом надо поддерживать разработку и производство и не электронных технических средств реабилитации (ТСР).

Например, мне всю жизнь снилась ориентировочная трость с вертящимся наконечником, правда, в виде двух колёсиков на конце. И вдруг режиссёр Альгис Арлаускас, живущий в Испании, подарил мне трость с вертящимся наконечником в виде шарика, а позже - канадскую трость с вертящимся наконечником в виде цилиндра, на которую можно опираться. Мои сны оказались даже превзойдены - за дальним рубежом. А в России до наконечника в виде шарика додумались, но неподвижного, а не вертящегося. Все известные мне российские наконечники во всех мелких неровностях застревают, быстро стираются об асфальт, но перенять зарубежный опыт с вертящимися наконечниками - не тут-то было...

Необходимо возобновить производство "алфавиток", усовершенствовав их. Имею в виду пластмассовые таблички, с одной стороны для слепоглухих - там брайлевский алфавит, подписанный по-зрячему; а с другой стороны - для слабовидящих глухих: там крупный зрячий рельефный алфавит. Я пользовался этими алфавитками для установления контакта с прохожими, чтобы они писали у меня по ладони. Такое "удостоверение" должно быть у каждого слепоглухого. Необходимо разработать более простые и удобные такие удостоверения, может быть, серии для различных категорий слепоглухих, и поддержать их производство.

В США я видел значки "Deaf and blind" ("Глухой и слепой"), которые прикалываются к одежде. Однако нужно не только оповестить первого встречного-поперечного о том, что ты глух и слеп, но и тут же объяснить, как с тобой общаться. Это уже - по категориям слепоглухих: кому-то писать по ладони, а кому-то показывать брайлевские или крупные зрячие рельефные буквы...

В конце 80-х годов была и такая разработка - механический коммуникатор. Брайлевское шеститочие, брайлевская клавиатура, на выдвигающейся из корпуса дощечке - инструкция, как общаться со слепоглухим посредством брайлевской клавиатуры. С развалом СССР сгинули и коммуникаторы, вместе с алфавитками. Тем более, что коммуникаторы вообще были дорогими, и потому - дефицитными. Я получил коммуникатор в первичной организации ВОС. А жаль, что они сгинули! Свой коммуникатор я отдал питерскому слепоглухому А.А.Маркову, тот был безмерно рад.

Надо подумать о разработке и производстве устройств, облегчающих быт слепоглухих. Они должны быть очень простыми и, по возможности, не электрическими. А то сядет батарейка - и может оказаться неразрешимой проблемой заменить её...




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх