15 января 2015 г. исполнилось 110 лет со дня рождения выдающегося педагогического психолога Натальи Александровны Менчинской, ученицы Л.С.Выготского, избравшей самостоятельный путь в науке.
Наталья Александровна была научным руководителем кандидатской диссертации моего отца Товия Васильевича Кудрявцева и одним из главных оппонентов моего учителя Василия Васильевича. И В.В.Давыдов, и Т.В.Кудрявцев, который во всех принципиальных моментах разделял позицию В.В.Давыдова, относились к Наталье Александровне с величайшим уважением. Это отношение пронизывает все дискуссии Давыдова с Менчинской. Его нетрудно уловить даже в критическом разборе концепции Н.А.Менчинской и Д.Н.Богоявленского, который В.В.Давыдов проделал в своей книге «Виды обобщения в обучении» (1972).
Ведь для всех них единственно возможной моделью школы была школа мышления, которую они, будучи психологами, реализовывали в образовательной практике. Просто они, по-разному смотря на одно и то же, делали общее дело.
Но приоритет в выработке взгляда на школу как на школу мышления, без сомнения, принадлежит Наталии Александровне, пусть само мышление она толковала с более традиционных позиций. Для отца Н.А.Менчинская и вовсе распахнула дверь в эту школу (вторым оппонентом его кандидатской диссертации, по предложению научного руководителя, выступила другая ученица Выготского – Ж.И.Шиф, автор классического исследования развития понятий у школьников). Распахнула для него и для других своих аспирантов и сотрудников лаборатории психологии учения, возглавляемой ею с 1947 г. в Психологическом институте на Моховой. Лаборатория существует и поныне.
Деятельностная трактовка школьного учения как развивающего, «задачный подход» к нему, понимание его субъекта как ключевой «образовательной ценности» - немыслимые по тем временам! – во всем этом Н.А.Менчинская была первой.
Вопрос о том, «современна» ли сегодня Менчинская, отпадает сам собой.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта