Сегодня год, как нет Владимира Петровича Зинченко.
Младшая сестра Татьяна Петровна, тоже психолог (а кто из Зинченко - не психолог?), тоже профессор, занимавшаяся практически той же тематикой, ушла раньше, в 2001 г. Смотрю на них глазами моих родителей, которые узнали их примерно такими. А сейчас они все вместе где-то смотрят друг на друга. И, почему-то верится, видят друг друга такими же. Потому что вечность - не дом престарелых с бессрочной пропиской, вечна, как известно, только молодость. А иначе, зачем людям вечность?
Невозможно привести к чему-то "общезнаменательному" все то замечательное, что сделал В.П.Зинченко в психологии. Но - с огромным условным огрублением - можно сказать: всю свою долгую жизнь в науке он искал и находил (в разных формах) ответ на один-единственный вопрос. На вопрос о том, как человек, даже не имея под рукой глыбы, отсекает в своем действии "лишнее". Хотя поначалу "неотесанной глыбой" в данном случае является прежде всего само действие, а материал - настолько, насколько он специфически задан в его "координатах".
Или по-другому: почему душа человеческая ни в каком смысле не может быть уподоблена губке, но при жесткой избирательности куда более универсальна? А для того, чтобы обрести эту избирательность, заключает мандельштамовский "союз с избыточностью" ("Нам союзно лишь то, что избыточно" – часто цитировал В.П.).
Парадоксы свободы, которые и по факту, и по сути, исследовал в своих экспериментах учитель Владимира Петровича А.В.Запорожец, которым посвящено все научное творчество учителя Запорожца Л.С.Выготского. И, разумеется, - все искания Н.А.Бернштейна. Да что там - вся теоретическая психология и философия (не пишу "философия человека", иначе из другой "философии" придется сначала изъять главную фигуру - философа) обязаны своими главными прорывами размышлениям над этими парадоксами. А Владимир Петрович расслышал именно лейтмотив этого идейного полилога, подхватил его и развивал уже в собственных темах.
И еще. Сегодня по каналу "Культура" показывали встречу с нашим недавним юбиляром академиком
Е.П.Велиховым, с которым В.П.Зинченко был дружен. Какая-то осведомленная девочка задала вопрос о работе Межведомственного научного советом по проблеме "Сознание", который Евгений Павлович возглавлял и где работал с В.П.Зинченко. Велихов ответил: созвать совет вынудило чудовищное отставание СССР в области информатизации. Но для того, чтобы ответить на вопрос, что такое "искусственный интеллект", надо было разобраться в том, а что такое просто интеллект. И от психологов в составе совета он ждал ответа на этот вопрос. Упомянул выдающийся физик-теоретик и о том, что за тогдашними психологами стоял мощный "бэкграунд" - идеи Л.С.Выготского и А.Р.Лурии (назвал эти два имени). И с горечью посетовал, что сейчас в нашей психологии клонируют зады западного прагматизма.
У великого физика до сих болит душа за психологию, реагирующую на импульс и не способную "отсечь лишнее". Не болит голова у дятла.
Стук-стук - еще два клона. Да и один - уже избыточно.
Но не "союзно".
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта