Сегодня выдающемуся физику-теоретику академику Евгению Павловичу Велихову исполнилось 80 лет. Диапазон его научных дерзаний - от физики плазмы до квантовой электроники - трудно разбить на фундаментальные и прикладные «частоты». В этом смысле Велихов – восприемник образа мысли великих отечественных физиков XX века. А научная мысль, по словам Вернадского, который являл этот образ, - всегда действие.
И начал Евгений Павлович с того, что стал «крутить ртуть»:
«Помню, как в далеком в 1956 году, будучи студентом МГУ, я пришел в Курчатовский институт. Меня специально для работы над дипломом, а начал-то я работу над ним ещё в 1952 году, пригласил тогда Головин (заместитель директора Игоря Васильевича Курчатова). Я попал в экспериментальную лабораторию Аркадьева, где «крутил ртуть в магнитном поле». Теорию я еще в школе более или менее знал, математику, физику, высшую математику, а здесь пошёл прямо в экспериментальную лабораторию и крутил ртуть в магнитном поле. Целый год меня терпели, пока жив был Аркадьев. Через год меня оттуда выгнали: терпеть человека, который крутит ртуть в лаборатории, сотрудники не хотели, это казалось абсурдным и небезопасным. Но в итоге моя работа «Устойчивость вращения жидкости в магнитном поле» сегодня является универсальным принципом, определяющим поведение всех объектов: планеты Земля, земного ядра, звезд, вещества, которое падает на черные дыры, наконец, звездных скоплений. Вся ли Вселенная вращается? Вопрос сегодня спорный. Но как только вещество начинает вращаться, оно сразу генерирует магнитное поле. Это, в общем, и есть принцип астрофизики, сегодня я опять к нему вернулся. До этого на мою работу (опубликована в 1959) никто не обращал внимания, а через 30 лет ее попробовали переоткрыть… Теперь моя дипломная работа, одна из ее половиночек, оказалась самой цитируемой за всю мою научную карьеру».
Не психологу оценивать масштаб прорывов, совершенных в физике академиком Велиховым. Зато Евгений Павлович умел прекрасно оценивать вес идей из сфер, которые для «большой» академической науки часто выглядели, да и поныне выглядят, «невесомыми». Из сферы той же психологии…
Его деловое сотрудничество, добрые человеческие отношения, взаимопонимание с моими учителями В.В.Давыдовым, В.П.Зинченко, В.А.Лекторским – оборотная сторона глубокого понимания значимости того, что «не поддается законам физики», а потому для «физиков» порой и вовсе «не существует». Как и многолетнее руководство Межведомственным научным советом по проблеме «Сознание», которое добавил к своим бесчисленным заботам, по большей части и по понятным причинам – государственным, крупнейший физик современности. Не пожалев времени и усилий, чтобы поддержать психологию своим авторитетом.
Думаю, что многие сегодня поздравляет Евгения Павловича благодарностями. Пусть и дальше он генерирует то «магнитное поле», которое втягивает замечательные идеи и хороших мыслящих талантливых людей во след этим идеям.
И пусть для этого будут силы. Не только физические!
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта