Когда "общественность" ума убавляет, а когда прибавляет...Слабый интеллект насекомых оказался платой за жизнь в коллективе18.06.2015Развитие общественной жизни у насекомых приводит к сокращению (у отдельных особей) участков мозга, отвечающих за восприятие и познание. Иными словами, рост «коллективного разума» заставляет индивидов получать информацию о мире не по личным каналам восприятия, а посредством социальной коммуникации. К такому выводу пришли американские энтомологи, сравнивавшие различные виды тропических ос. Материалы исследования представлены в журнале Proceedings of the Royal Society B, а коротко о нем сообщает издание Live Science.
Ученые собрали 180 самок ос 29 видов, обитающих на территории Коста-Рики, Эквадора и Тайваня. Некоторые насекомые ведут уединенный образ жизни, некоторые живут небольшими группами, а остальные — в крупных и сложно организованных колониях. Энтомологи поместили головы ос в пластичный полимер, а затем проанализировали структуру их мозга под микроскопом.
Выяснилось, что грибовидные тела (нейронные структуры, отвечающие за обучение, память и восприятие) у ос-одиночек гораздо крупнее, чем у общественных насекомых. Ученые полагают, что по ходу эволюции насекомые в колониях стали больше полагаться на информацию от соседей, чем на собственный интеллект. Кроме того, сокращение грибовидных тел снижает энергетические затраты организма.
«Мы думаем, что у общественных насекомых меньше потребность в самостоятельной оценке и реакции на происходящее вокруг них. Члены группы делятся информацией и помогают друг другу решать возникающие проблемы», — заявил ведущий автор исследования Шон О’Доннелл (Sean O'Donnell).
Эволюция позвоночных животных пошла в диаметрально противоположном направлении: чем более развита их общественная жизнь, тем крупнее и сложнее становится их мозг. Ученые объясняют это тем, что высокоразвитые позвоночные нередко конфликтуют друг с другом, и множество ресурсов их организма тратятся на победу и выживание в таких столкновениях. В группах насекомых, напротив, царит мир и координация усилий ради достижения общей цели, отмечает О’Доннелл.
<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3d3dy5sZW50YS5ydQ%3D%3D]www.lenta.ru[/url]<!--dle_leech_end-->
Комментарий Владимира Кудрявцева: «Лишь согласное гуденье насекомых...»
Не все так уж однозначно в этом «гуденьи», и не только в нем - два соображения.
1. Среди биологов существует точка зрения, согласно которой «индивидом» у низкоорганизованных «социальных» животных является не отдельный организм, особь, а вся колония. Этолог Р.Шовен писал: пчела - этой рой, а не «большой полосатый мух». Соответственно, и поведенческие функции принадлежат рою, внутри которого они разделены между метильными группами (в соответствии с химическими эпигенетическими метками). Функции (поиск и сбор пыльцы и нектара, забота о королеве и т.д.) - исключительно рутинные, без поправок на идивидуализацию в исполнении. С возрастом пчела может сменить группу. Но весь ее «ум» – уже в «роевых предписаниях», которые нужно просто выполнять.
2. В заметке справедливо говорится, что выоскоразвитые позвоночные умом прирастают за счет «общественности». Но объясняется это лишь конфликтностью их внутривидовых отношений, которая отсутствует у насекомых (рой в идельных ладах с самим собой), которые обеспечивают отбор. Все же, это - не единственная причина.
У ряда позвоночных распределение функций и кооперация между ограниченным числом особей – условие развития и проявления индивидуального интеллекта при решении нетиповых задач, действия в непредсказуемости. Некоторые палеонтологи считают, что именно так, «кооперативно-распределенно» охотились отдельные разновидности рапторов, превосходя умом крупных хищных динозавров-одиночек.
Зоопсихологи давно изучают в паре врановых, например, грачей. В экспериментах эти, признанные интеллектуалы животного царства, на пару решают проблемы повышенной категории трудности – не только благодаря взаимопомощи, но и за счет блестящего согласования (отдельная задача) индивидуальных функций.
У антогонистов – львов и гиен существует практика т. наз. «конференций». Оценивая перед нападением ситуацию, они «советуются», обмениваясь сигналами, формируют и детализируют план. А это – уже чистая форма «интеллектуальной работы».
Индивидуализированное действие в составе целого, одновременно согласованное с внешними условиями и действиями остальных в этих, неопределенных, условиях, и есть «интеллектуальное поведение».
На развитие сайта