Проблема №1 - готовность родителей к школе. По моим многолетним наблюдениям, дети готовы к ней гораздо лучше. Дети взрослеют сами, а родителей приходится уговаривать. Дочка - ужа давно школьница, а мама еще "дошкольница". И вот, уже дочка, накапливая школьный опыт, учит маму многому "взрослому". Тому же педагогическому ремеслу. А быть педагогом - это не просто уметь показывать, рассказывать, контролировать. Скорее - научить всему этому ребенка. Тут свои премудрости. К которым приходишь, постепенно обретая взрослую мудрость. Ведь взросление - это на всю жизнь. Пока рядом дети, внуки, правнуки... А естественное волнение - конечно же, нормально перед таким событием, не очень нормально, если оно отсутствует.
Моя коллега и друг психолог Ольга Маховская - о том, как родителям и детям вместе войти в школьную жизнь.
Владимир Кудрявцев
Раскачка после каникул — это нормально17.08.2015Начало учебного года уже не за горами. Как без стрессов вернуть чадо в рабочее состояние после каникулярного веселья? И что делать родителям, для которых поход «первый раз в первый класс» становится не меньшим испытанием, чем для будущих школьников? Об этом – наш разговор с психологом Ольгой Маховской.
Ольга Маховская — опытный психолог, хорошо известный в нашей стране, автор книг, многие из которых посвящены семейному воспитанию.
- Ольга, существуют ли какие-то «маркеры», по которым можно определить, в том числе самим родителям, готов ли ребенок к школе?
- Главный тест — умеют ли дети писать, читать и считать. Сегодня школа не очень-то хочет брать детей, которые никогда не видели ни одной буквы. И родители обычно сами успешно справляются с такой подготовкой. Второй момент — хочет ли сам ребенок идти в школу.
Большинство детей испытывают по меньшей мере любопытство и ощущают, что стали старше. Но иногда родители сами слишком сильно тревожатся и пугают чад разговорами, что в школе их будут строго спрашивать, ставить оценки — это зря, конечно. Так что готовность к подобным серьезным переменам в жизни и родителей, и малышей — это вещи взаимосвязанные.
- Как помочь младшеклассникам войти в ритм школьной жизни после лета?
- Не начинайте занятия слишком резко. После каникул идут две недели раскачки. Учителя тоже понимают, что дети рассеянные, им хочется погулять, пока погода хорошая, и задавать много бесполезно. Важная мотивация — встреча с друзьями. Если в классе хорошие отношения, есть друзья, то дети, чаще всего, скучают друг по другу.
А если ребенок не хочет идти в школу, значит, он или оказался в положении изгоя, или его как-то обижали. Тогда надо убеждать, что в новом классе будет интереснее, чем в предыдущем. Будут читать новые книжки, ходить на экскурсии.
Родителям неизбежно придется стать массовиками-затейниками. Создавая вокруг любого занятия, которым мы хотим, чтобы ребенок занимался, ореол чего-то очень приятного, интригующего. И не забыть похвалить детей за успехи прошлого года. Ведь это — детский актив. В семье нужно о нем помнить и гордиться.
- Нужно ли 1 сентября отметить дома как семейный праздник?
- Конечно! У каждого дела должно быть хорошее начало. В этот день нет занятий, дети приглашают в гости одноклассников. Происходит что-то вроде коллективного дня рождения.
Плюс 1 сентября в том, что оно выводит детей на новый виток. Школа — это не только учеба, там проходит главный этап жизни ребенка.
- У взрослых бывает так называемая послеотпускная депрессия. Есть ли она у детей? Как можно с ней бороться?
- Первые недели — это всегда адаптация: дети устают, у них может быть снижено настроение. Надо набраться терпения. Если говорить о первоклассниках, то им нужно гораздо больше времени, месяца четыре, поскольку изменения очень большие. Но это максимум, как правило, меньше.
- Как родители могут облегчить первоклашкам период привыкания к школе?
- Им следует обеспечить полноценный отдых, не заставлять делать уроки сразу после школы.
Стоит беспокоиться, например, чтобы школьная форма была удобная, чтобы ребенка не угнетало, что он одет как-то нелепо.
Конечно, питание должно быть хорошим. Это даже не психологические советы, адаптация имеет очень сильную физиологическую составляющую! Ребенка надо поощрять и успокаивать, говорить, что у него все получится. Хвалить, чтобы у школьника была мотивация учиться. Будет правильно провожать первоклашку до самых дверей школы. Не только в целях безопасности — ему это психологически облегчит ситуацию. Обнять, сказать какие-то напутственные слова, поприветствовать преподавателя. Когда малыш знает, что родители в хороших отношениях с учителем, он меньше волнуется.
- С малышами понятно. Но бывает, что молодые люди классу к 9-му уже устали учиться и им кажется, что они все уже и так знают. Как их мотивировать на занятия?
- У малышей волевые процессы еще только начинают формироваться. А у старшеклассников они уже сформированы, и вопрос, ходить или не ходить в школу, не обсуждается. Это просто то, что нужно делать. К этому времени мы со своими детьми уже становимся партнерами. Мы говорим на равных или почти на равных. Конечно, мы еще можем диктовать, но главный выбор — кем быть — делают сами дети. Надо с уважением относиться к их выбору.
Вера Бойко<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL21vc2N2aWNoa2EucnUv]источник[/url]<!--dle_leech_end-->
На развитие сайта