Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Международный университетский рейтинг OS: одна плохая и две хорошие новости для России

Международный университетский рейтинг OS: одна плохая и две хорошие новости для России

  • Закладки: 
  • Просмотров: 597
  • печатать
  •  
    • 0


Плохая новость (впрочем, давно уже не новость) - ни один российский вуз так и не вошел в топ-100 OS. Хорошие новости - 21 российский вуз входит в топ-1000, а МГУ, улучшив позицию, почти "дышит в спину" первой сотне. 9 лет назад, в 2006 г. он в нее входил...

Мировой рейтинг QS: ни один российский вуз так и не вошел в топ-100

15.09.2015

Британская компания QS Quacquarelli Symonds и проект "Социальный навигатор" медиагруппы «Россия сегодня» представляют русифицированную версию Мирового рейтинга лучших университетов по версии QS.

Четвертый год подряд лидером рейтинга становится Массачусетский технологический институт (MIT). Гарвардский университет на сей раз занял вторую позицию, продемонстрировав резкий скачок вперед (в прошлом году он был лишь четвертым). На третьем месте – Кембриджский университет.

В рейтинге QS лучшие учебные заведения мира определены на основе шести критериев: авторитетности в области научных исследований, соотношения профессорско-преподавательского состава к числу студентов, репутации вуза среди работодателей, индекса цитируемости научных публикаций, доли иностранных студентов и доли иностранных преподавателей.

Ни один российский вуз в этом году так и не вошел в топ-100. Между тем, как и в прошлом году, в топ-200 рейтинга лучших вузов мира по версии QS вошел всего один российский университет — Московский государственный университет им. Ломоносова. В этом году он укрепил свои позиции, поднявшись со 114-го на 108-е место.

В тысячу лучших вузов Мирового рейтинга QS входит, как и в прошлом году, 21 российский университет.

Расстановка сил среди российских вузов немного изменилась. Существенно ухудшил свои позиции Санкт-Петербургский государственный университет, опустившись с 233 на 256 место в рейтинге. А вот Новосибирский государственный университет, напротив, поднялся в рейтинге с 328 на 317 место.

Опустились в Мировом рейтинге 2015-2016 и такие ведущие технические российские вузы, как МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московский физико-технический институт и Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ".

Эксперты это связывают с тем, что при составлении данного рейтинга на 2015-2016 учебный год был существенно изменен процесс обработки собранных данных. Причем, наиболее принципиальные изменения коснулись оценки индекса цитируемости, а ведь именно на этот критерий приходятся 20% итоговой оценки учебного заведения.

<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3d3dy5yaWEucnU%3D]источник[/url]<!--dle_leech_end-->

Справка

В основе методологии, используемой при создании рейтинга лучших университетов мира World University Rankings, лежит оценка по шести жестким критериям, которые охватывают основные сферы деятельности высших учебных заведений по всему миру. При составлении рейтинга на 2015/2016 учебный год сами критерии не менялись, однако, как показано далее, мы существенно усовершенствовали процесс обработки собранных таким образом данных.

Оценка по первым двум критериям заключается в проведении опросов в академической среде и среди работодателей, представителей которых просят назвать наиболее успешные высшие учебные заведения в мире. Ежегодный опрос разделен на две части. В первой участвуют преподаватели и исследователи, а во второй – работодатели. Преподавателей и исследователей спрашивают, в какой области они специализируются, после чего просят назвать 30 ведущих университетов в этой дисциплине, при этом, как правило, в среднем они называют около 20 вузов. За свой университет опрашиваемый голосовать не может. Работодателей просят назвать дисциплину или дисциплины, по которым они набирают выпускников вузов, а также указать университеты, которым отдается предпочтение при наборе сотрудников. На эти два критерия приходится по 40% и 10%, соответственно, от итоговой оценки учебного заведения в рейтинге.

Эти два опроса являются крупнейшими в своем роде. В этом году в них приняло участие 76 798 университетских преподавателей и исследователей и 44 226 работодателей по всему миру, от которых были получены достоверные и пригодные для использования в статистических целях данные. Опрос среди преподавателей и исследователей охватывает все предметные области, а в опросе среди работодателей участвует широкий спектр государственных и частных предприятий.

Работая над рейтингом на 2015/2016 год, мы уделили больше внимания использованию данных за предыдущие годы. Раньше мы учитывали только последний ответ конкретного респондента за последние три года. То есть, например, если вы принимали участие в опросе год назад и два года назад, использовались только данные, полученные от вас в прошлогоднем опросе.

Мы и сейчас следуем этому правилу. В то же время, мы теперь также учитываем данные, полученные четыре года или пять лет назад. Однако полученные таким образом результаты умножаются на понижающий коэффициент (0,5 и 0,25, соответственно) для их сопоставления с данными за последние три года. Хотелось бы еще раз отметить, что такие материалы используются только в том случае, если респондент, к которому они относятся, не голосовал в последующие годы. Такой подход позволяет не только создавать более стабильный, но и более последовательный рейтинг. Мы используем данные за последние пять лет не только при обработке данных опросов, но и при оценке индекса цитируемости, описание которого приводится ниже.

Следующий критерий позволяет оценить, достаточно ли в университетах преподавателей для обучения студентов. Он представляет соотношение преподавательского состава к числу студентов. На этот критерий приходится 20% от итоговой оценки учебного заведения. По сравнению с предшествующими годами этот критерий не претерпел каких-либо изменений.

Мы также не вносили изменений по сравнению с 2014 годом в еще два критерия, значимость которых для итоговой оценки всегда была невелика. На каждый из них приходится 5% от оценки университета. Речь идет об оценке взаимопроникновения с мировым университетским сообществом, которое мы оцениваем по доле иностранных студентов и преподавателей. Эти критерии показывают, насколько то или иное учебное заведение претендует на международный статус. Кроме того, они свидетельствуют об уровне учебного заведения. Если в определенный университет устремляются преподаватели и студенты со всего мира, это с большой долей вероятности означает, что исследовательская и преподавательская работа ведется в нем на высоком уровне.

Оптимизация оценки индекса цитируемости

В этом году наиболее значимым изменениям в рейтинге подвергся критерий, на который приходятся оставшиеся 20% итоговой оценки учебного заведения. Речь идет о вычислении индекса цитируемости каждого представителя учебного заведения. В этом году метод расчета этого критерия кардинально отличается от предыдущих лет. Связано это с внедрением системы, позволяющей уравновесить показатели различных научных дисциплин. Дело в том, что значительное количество цитат относится к исследованиям в области медико-биологических наук и, в меньшей степени, естественных наук. Мы называем эту процедуру «нормализацией». Необходимость внесения таких корректировок очевидна, учитывая, что на медицину приходится 49% цитирования в базе данных Scopus, данные которой используются при составлении этого рейтинга, тогда как в этой области задействовано всего 14% студентов университетов (в Великобритании). В то же время, доля студентов, получающих образование в области искусства и гуманитарных наук, составляет почти 30%, однако, на эти дисциплины приходится лишь 1% цитат, что обусловлено отличными от медико-биологических наук подходами к публикации результатов исследований.

В этой связи мы сочли целесообразным устранить перекосы между различными науками, выделив следующие группы: искусство и гуманитарные науки; общественные науки, включая управление; естественные науки; технические науки и инженерное дело; медико-биологические науки. Мы скорректировали показатели цитируемости, полученные за все время проведения исследования с 2004 года, по этим пяти областям.

Процесс «нормализации» (корректировки) заключается в оценке индекса цитируемости, от которого зависит 20% общей оценки в рейтинге, не в целом, а по конкретным группам наук. Естественно, это привело к существенным изменениям.

Однако даже такие изменения не учитывают в полной мере различия в подходах к публикации результатов научной деятельности в разных странах. В таких областях, как искусство, гуманитарные и общественные науки, огромный объем исследований не публикуется на английском языке и не появляется на страницах периодических изданий, что снижает вероятность попадания таких работ в базу данных Scopus. Понимая это, мы ввели дополнительные корректирующие коэффициенты для индекса цитируемости согласно базе
Scopus в этих двух областях, учитывая сложившиеся тенденции в отношении публикации результатов исследований в соответствующих университетах в своих странах.
Наконец, мы используем данные из базы данных Scopus за пятилетний период. При этом, работы, в качестве авторов которых указаны представители более десяти смежных организаций, при расчете индекса цитируемости больше не учитываются, поскольку вклад каждого отдельного автора или учреждения в такой труд представляется нам незначительным.

Это изменение относится лишь к 0,34% работ из базы данных Scopus.

Оценка лучших университетов мира в рейтинге QS производится на основе шести критериев:

1. Академическая репутация 40% – опирается на мнения профессоров и преподавателей, ведущих научную деятельность, а также высшего руководства университетов, о том, в каких учебных заведениях мира научные исследования по их зоне компетенций проводятся на самом высоком уровне. Это кумулятивная оценка, учитываются данные за последние 3 года. Респонденты называют лучшие вузы в каждой области научных исследований и лучшие вузы тех регионов, с которыми они знакомы.

2. Репутация среди работодателей 10% – приглашения к участию рассылаются по компаниям всех индустрий, размером от ста сотрудников и выше. Отвечать могут как директора по персоналу, так и топ-менеджеры, непосредственно работающие со свеженанятыми выпускниками вузов.

3. Соотношение преподавательского состава к числу студентов 20% - источником этих данных являются не только сведения самих вузов, но и данные государственных организаций. По возможности данные проверяются по нескольким открытым источникам для большей достоверности. Учитывается число студентов полного цикла обучения и число преподавателей на полной занятости, заочники и поставочники считаются по конверсии 1 к 3. Этот показатель у российских университетов один из самых лучших в мире.

4. Индекс цитируемости 20% - этот критерий включает в себя количество цитат из опубликованных научных исследований на число преподавателей и исследователей, работающих в вузе как в основном месте работы на протяжении как минимум одного семестра. С 2004 по 2007 цитирование высчитывалась на основе базы данных Thomson, с 2007 года на основе библиометрической базы данных Scopus от Elsevier. В расчет принимаются опубликованные за последние пять лет материалы, самоцитирования не учитываются. База данных Scopus содержит больше публикаций на отличных от английского языках и большее количество узкоспециализированных научных изданий небольшого тиража по сравнению с базой данных Thomson, а также имеет более высокое количество индексированных журналов на русском языке. К сожалению, это один из самых сложных для повышения показателей для российских ученых – как в силу слабого владения английским языком, так и в силу ряда других причин: закрытые исследования, отсутствие международной публикации в числе приоритетов, сложные связи между РАН и вузами.

5. Доля иностранных студентов 5% - наиболее легкая для получения статистика, отражающая степень привлекательности учебного заведения на международной арене. Учитываются студенты, являющиеся гражданами стран, отличных от страны обучения, и обучающиеся на кампусе вуза на протяжении как минимум семестра и не являющиеся студентами по обмену.

6. Доля иностранных преподавателей 5% - как и в предыдущем случае, учитываются преподаватели, работающие на условиях полной занятости либо на полставки, и проводящие в университете не менее одного семестра.

<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3d3dy5yaWEucnU%3D]источник[/url]<!--dle_leech_end-->


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Российские университеты не попали в рейтинг лучших мировых вузов
16-03-2012
Российские

Первым в «рейтинге репутации» мировых вузов,
Кембридж впервые за 7 лет обошел Гарвард. Обнародован рейтинг лучших вузов планеты
08-09-2010
Кембридж впервые за

Самые сильные университеты России. Рейтинг
04-09-2010
Самые сильные

МГУ и СПбГУ попали в топ-200 лучших университетов мира
08-10-2009
МГУ и СПбГУ попали

Информация к разным размышлениям. Лучшие университеты мира (с китайской точки зрения)
26-09-2007
Информация к разным

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (36)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх