Однажды поэт Г.Гейне «поймал» философа Ф.Шеллинга на том, что в известном пункте у него «кончается философия и начинается поэзия, я хочу сказать – безумие... Тут господин Шеллинг покидает философский путь и с помощью какого-то мистического наития старается достигнуть до созерцания самого абсолюта, он стремится усмотреть его в его средоточии, в самой его сущности, где нет идеального, ни реального, ни мысли, ни протяжения, ни духа, ни материи, но есть – как мне знать, что тут есть?».
Но бывает и наоборот. Поэзия является изначально формой разумения с сохранением платоновского «безумия поэтов». Отсюда и пушкинский парадокс (как его квалифицирует философ Б.П.Вышеславцев): «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман». «Обман» («безумие» и т.д.) – лишь инструмент возвышения над «низкой истиной». Цена, необходимая для того, чтобы «поэзис» породил особый «логос» - в виде слова, которое не только притягивает готовый, но и порой «подсказывает» новый смысл. Смысл, неожиданно становящийся главным, - тем, что, сам того не ведая, искал, подбирая слово. Осознание этого – в самой стихотворной форме - еще не философия (тем более, не «философская поэзия», которая часто вырождается в рифмованное умствование), а необходимая форма поэтической рефлексии, если поэт «безумствует» не ради безумства и «обманывается» не ради обмана. С философией ее роднит отношение к «низким истинам», комбинируя которые даже самым причудливым образом, не построишь новой реальности под названием «образ мира», говоря пастернаковским языком, явленный и в поэтическом слове, и в философском понятии.
Выдающимися образцами такой рефлексии богата поэзия Эзры Паунда, 130 лет со дня рождения которого исполнилось 30 октября 2015 г. Не только его стихи, но и литературно-критические диалоги с Элиотом, Джойсом и Хемингуэем, позднее - беседы Аленом Гинзбером, разворачивались в ее контексте.
Из
Fb Борис Бим-Бада:
Эзра Паунд (Ezra Pound; 30 октября 1885 — 1 ноября 1972) — американский поэт, один из основоположников модернистской литературы, издатель и редактор.
Вглядитесь в это лицо, скорее – друида, кельтского жреца и поэта.
Да, таковым он, по сути, и был – этот гений, попавший не в свое время, не нашедший себе в нем места, искавший, но так и не нашедший себя.
Давайте различать поэта и того, в ком он живет в этом мире.
Хотя ведь и живет-то он как раз не «в» этих «человеческих, слишком человеческих» теле и жизни, но – именно и только - в стихах и через них. Если не сказать - как в случае «cogitoergosum» - «и только на время» письма и через письмо устанавливая себя в качестве такового – поэта.
Перефразируя бергсоновскую формулу о первоинтуиции Спинозы, можно сказать и так: акция письма стиха «по истине» совпадает с акцией порождения, здесь-и-сейчас - того, что «улавливается» в стихе - Богом. А «улавливается» стихом не только «что» стиха, но также и сам поэт!
На наше счастье, несколько стихов Паунда мы можем прочесть в переводах Седаковой, то есть - получить этого поэта «из первых рук» - из рук другого настоящего поэта.
Рене
Иллюстрацией к параллели, которую провел известный психолог, пишущий под псевдонимом Рене для Fb моего друга (как всегда, спасибо им обоим!) с «бергсоновским», да и «просто» Спинозой, оказалось мое любимое стихотворение Паунда. Теперь вот связал и свой собственный спинозизм с любовью к этому стиху...
Дерево вступило в ладони мои,
Древесные соки поднялись по жилам моим,
Дерево проросло в мою грудь —
И вниз,
Ветви растут из меня, подобно рукам.
Древо это ты,
Мох это ты,
Ты фиалки и ветер над ними.
Дитя в небесах, высоко это ты,
И все это чудится глупостью миру. Спинозовская causa sui (причина самой себя) очень часто «чудится глупостью» - с позиций «низких истин»...
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта