Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Опыт и лепет, образование и культура. К 125-летию Осипа Мандельшатма

Опыт и лепет, образование и культура. К 125-летию Осипа Мандельшатма

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 215
  • печатать
  •  
    • 0


15 января исполнилось 125 лет со дня рождения поэта Осипа Мандельштама.

Хорошо известно, что в качестве эпиграфа к 7 главе «Мышления речь» Л.С.Выготский избрал строки одного из вариантов стихотворения О.Э.Мандельштама «Ласточка»: «Я слово позабыл, что я хотел сказать, // И мысль бесплотная в чертог теней вернется...». Но Выготский был знаком не только с творчеством Мандельштама, но и с самим поэтом. В библиотеке семьи Выготского хранится томик Мандельштама, надписанный автором. Кстати, Мандельштама лично знал и ученик Выготского А.Р.Лурия, о визитах которого в дом поэта вспоминала его вдова литератор Надежда Яковлевна Мандельштам.

Две цитаты:

Ребенок рождается в уже готовой культурно-производственной среде… Но дело в том, что рождается он оторванным от нее и включается в нее не сразу. Это включение в культурные условия вовсе не напоминает простое надевание нового платья: оно сопряжено с глубокими трансформациями в поведении, с образованием новых, основных и специфических его механизмов.

Л..С.Выготский, А.Р.Лурия. «Этюды по истории поведения»

«Утопия думать, что человек, представленный самому себе, в естественных условиях может развиваться только благодаря своим внутренним стимулам. Вырастающее поколение противостоит всей уже существующей культуре, и задача старого поколения воспитать новое. Но чтобы не было случайностей и насилия в воспитании, необходимы гарантии некоторой объективности, гарантии того, что каждый усиленный этап культуры наложит свою законченную печать на это поколение. Гарантия такой объективности есть наука, а потому науку как таковую нельзя и вредно от школы отнимать».

О.Э.Мандельштам


Мандельштама всегда волновала тематика «образования и развития человека», понимаемых не узко-педагогически. И как поэта, и как исследователя культуры. Разве не звучит эта тема здесь?

Скажи мне, чертежник пустыни,
Арабских песков геометр,
Ужели безудержность линий
Сильнее, чем дующий ветр?
— Меня не касается трепет
Его иудейских забот —
Он опыт из лепета лепит
И лепет из опыта пьет...


О.Мандельштам, 8-е "Восьмистишие"

Вот комментарий М.Л.Гаспарова: «Через тему «опыт» — от 7 к 9 стихотворению. 9 (6) стихотворение, [ФОРМА]: стало быть, стимул вызывает ответ, а ответ, в свою очередь, стимул: как шепот предшествовал губам, так бестелесный «лепет» вещественному опыту, а тот дает возможность нового «лепета». «Опыт» есть вещественная форма (как глина среди песка), и ее не стереть ветрам» (М. Л. Гаспаров. «Восьмистишия» Мандельштама).

8-е «Восьмистишие» было одним из любимых стихотворений В.П. Зинченко. "Восьмистишия", вообще относят к мандельштамовским загадкам, и я однажды спросил его: так кто же этот "чертежник пустыни" - просто образ или персонаж? Владимир Петрович предположил, что это - Моисей.

Но и к делам развития школы, способной обеспечить развитие человека, Мандельштам имел самое прямое отношения.

Некоторые свидетельства – в статье Михаила Богуславского.

Владимир Кудрявцев




Михаил Богуславский,
член-корреспондент РАО
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ - РЕФОРМАТОР ШКОЛЫ


Многие деятели русской культуры принимали живое участие в развитии отечественного образования. Но только один из них - Осип Мандельштам - непосредственно служил в Народном комиссариате просвещения. Да еще в самое напряженное время.

Первым июня 1918 года датировано зачисление Мандельштама в Наркомпрос в качестве заведующего подотделом художественного развития учащихся в Отделе реформы школы (с окладом 600 рублей). Рекомендацию Мандельштаму дал глава Наркомпроса А.В. Луначарский.

Лето-осень 1918 года выдались очень горячими как в жизни страны в целом, так и в развитии российской школы. Руководство Наркомпроса приступило к осуществлению реформы образования. Эпицентром, где разрабатывались ее планы, стал отдел с соответствующим названием, куда и поступил работать Мандельштам.

Прямо скажем, что даже самым смелым из современных реформаторов очень далеко до тех, кто разрабатывал школьную реформу в то время. Деятели Отдела реформы школы предложили проект, согласно которому все существующие типы школ преобразовывались в школы-коммуны, а ученики вместе с преподавателями должны были не столько учиться, сколько заниматься производительным и земледельческим трудом. Отменялось преподавание отдельных предметов, вводились комплексные темы. Отменялись отметки, каникулы. Учебный год становился непрерывным и делился на четыре триместра вместо четвертей. Вообще очень много чего отменялось и вводилось. И вот в гуще этой кипящей борьбы радикальных реформаторов с более осторожными прагматиками и оказался великий поэт.

В протоколах коллегии Отдела реформы школы Наркомпроса, приводимых в интересной статье П. Нерлер («Вопросы литературы», 1989, N 9), мы не раз встретим его имя. И впервые - при весьма и весьма неординарных обстоятельствах. Началось все 7 августа (протокол № 3), когда секретарь отдела выступила с заявлением о недопустимом манкировании служащих своими обязанностями; ее заявление было принято к сведению.

12 августа (протокол № 5) по заявлению руководителя отдела тов. Вольберга обсуждался вопрос о праве пользования отпусками тт. Добровольского и Мандельштама. Если Добровольский представил уважительные причины и свидетельства врача, то Мандельштам, судя по всему, не представил ничего.

На следующий день, 13 августа (протокол № 6), Мандельштам положил на стол следующее объяснение: «В начале июля я захворал истерией. По получении отпуска я уехал домой. Чувствуя себя плохо, я к 15 июля передал товарищу просьбу довести до сведения коллегии о просьбе освободить меня от занятий еще немного времени. Товарищ пробыл две недели в дороге и не сообщил в Комиссариат о моем нездоровье. Единственно, в чем виноват я, - это в неофициальном осведомлении коллегии о причинах моей неявки». После чего мудро постановили считать этот вопрос выясненным и ликвидированным.

Почти ничего неизвестно о том, что делал Мандельштам в Наркомпросе в первой половине осени 1918 года.

Упоминание о нем встречаем в отчете от 16 октября 1918 года эмиссара Московского библиотечного отдела Наркомпроса П.Г. Богатырева об осмотре библиотеки члена Юридического общества и издателя С.И. Сахарова. В отчете отмечается, что Сахаров С.И. приобрел латиноязычное издание «Legends Aurea» Перра де Ворагине в связи с тем, что он намеревается издать русский перевод этой книги, сделанный поэтом Мандельштамом.

11 ноября Мандельштам сопредседательствовал в совместном заседании литературно-издательского подотдела и подотдела эстетического воспитания. Осип Эмильевич предложил целый ряд книг к изданию и переизданию: «а) книгу Д.А. Колоцца «Детские игры» (М., 1909. - П. Н.). Для рядового учителя 1-й ступени эта книга, быть может, окажется несколько трудной, так же как и для учащегося 2-й ступени, но она дойдет до них путем популярных рефератов. Для учителей же 2-й ступени эта книга является незаменимым пособием - она дает биологическую и социологическую основы, а также раскрывает воспитательное значение детской игры. При обилии примеров естественнонаучного характера она отличается большой интимностью и любовью к детям; б) книгу Кейра «Детские игры. Исследование о творческом воображении у детей», в которой заключается много элементов творческой иллюзии, элементов воображения; имеется много ссылок на Толстого, что делает ее особенно приятной для русской школы; в) Н.Н. Бахтина «Театр и его роль в воспитании» (глава из части «В помощь семье и школе»). Этот труд является миниатюрной энциклопедией русского театра».

Уже из этого перечня видно, что Мандельштам хотел ввести в советскую школу гуманную литературу, имеющую глубокий культурно-исторический контекст.

В «Хронике Отдела реформы школы» N 2, в разделе «Подотдел эстетического развития», отмечено, что 10 ноября состоялось заседание коллегии ритмистов, на котором обсуждался доклад, подготовленный О.Э. Мандельштамом для прочтения в коллегии Наркомпроса.

16 ноября Мандельштам выступил на заседании коллегии с проектом сметы Института физического (ритмического) воспитания. Смету утвердили и препроводили в финансовый отдел.

3 декабря под председательством Осипа Эмильевича состоялось заседание коллегии секции эстетического развития, в котором участвовал также и А. Белый - секретарь секции. В повестке дня стоял вопрос о составлении брошюр и сборника по ритмическому воспитанию. Было постановлено, что Мандельштам займется редактированием сборника «Ритм».

8 декабря Мандельштам снова выступает в наркомате, включившись в обсуждение доклада тов. Вольберга «Предметы в трудовой школе», сделанного 30 ноября. Докладчик говорил о невозможности сгруппировать образовательную работу в школе вокруг трудовых заданий без ущерба для тех и других - иными словами, о практической невозможности синтеза труда и знаний и об угрозе для школьников лишиться культурных ценностей, если они не будут эмансипированы от ценностей материальных. Точка зрения Мандельштама была такой:

«Утопия думать, что человек, представленный самому себе, в естественных условиях может развиваться только благодаря своим внутренним стимулам. Вырастающее поколение противостоит всей уже существующей культуре, и задача старого поколения воспитать новое. Но чтобы не было случайностей и насилия в воспитании, необходимы гарантии некоторой объективности, гарантии того, что каждый усиленный этап культуры наложит свою законченную печать на это поколение. Гарантия такой объективности есть наука, а потому науку как таковую нельзя и вредно от школы отнимать».

После этого фамилия Мандельштама встречается в протоколах коллегии Отдела реформы школы лишь по незначительным поводам. В начале февраля 1919 года поэт оставляет работу в Наркомпросе и переезжает в Харьков. С 19 февраля Мандельштам - член Всеукраинского Литературного комитета и заведующий его поэтической секцией. Но это уже совсем другая история...

ww.mandelshtam.lit-info.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Мандельштамовские штудии в РГГУ
31-12-2014
Мандельштамовские

19 декабря в университете открылась Первая
Нестихающий гомон цитат... К 10-летию рубрики
05-10-2014
Нестихающий гомон

10 лет назад, октябрьским воскресеньем на сайте
Башни Мандельштама и «эйдос» Спинозы
24-11-2012
Башни Мандельштама

Были ли знакомы Выготский и Мандельштам?
05-09-2009
Были ли знакомы

Поэт Владимир Мялин, эллин...
24-02-2009
Поэт Владимир

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (25)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх