Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Олег Смолин: в Год обезьяны развивать в себе человека

Олег Смолин: в Год обезьяны развивать в себе человека

  • Закладки: 
  • Просмотров: 689
  • печатать
  •  
    • 0

Выступление О.Н.Смолина на юбилейной конференции, посвященной 80-летию В.В.Давыдова. РГГУ, Институт психологии им. Л.С.Выготского, сентябрь 2010 г. Фото Гульшат Уразалиевой.

Образование для всех: новый курс - новый закон! Политическое заявление от фракции


27 января 2016 г. в Государственной Думе на политической десятиминутке Олег Николаевич представил новый базовый законопроект об образовании для всех. Он изложил некоторые принципы, на которых должен базироваться новый курс образовательной политики.

Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Добрый день, уважаемые коллеги!

25 января многие депутаты вместе со студентами встретили Татьянин день, и самое время поговорить об образовании.
Два с половиной года действует в стране Федеральный закон «Об образовании в РФ», продавленный правительством.

Нам говорили, что предыдущий закон об образовании превратился в лоскутное одеяло из-за многочисленных поправок. Однако за два с половиной года в новый закон специальными законами внесено 25 поправок. Т.е. в новом «одеяле» появилось 25 новых «лоскутов». Часть из них полезны для образования. Но превращение закона в лоскутное одеяло идет с такой скоростью, какой прежде никогда не было: ни в 1992-м, ни в 1996-м годах, когда принимались две редакции Закона РФ «Об образовании».

Убежден: не отказываясь от частных законопроектов, пора вновь противопоставить правительственному новый курс образовательной политики, выраженный в законодательной форме.

Сегодня группа депутатов представит обществу новый базовый законопроект «Об образовании для всех», а я представляю его вам.

Проект выполнен по завету Ньютона: гипотез не сочиняю. Это требование образовательного сообщества, нередко – рекомендации парламентских слушаний и профильных парламентских комитетов.

Главное: это новый законопроект под новый курс образовательной политики.

Как известно, разруха начинается в голове. И начинать новую образовательную политику нужно с новой идеологии. Вот некоторые принципы, на которых должен базироваться новый курс образовательной политики.

1. Образование не является частью сферы обслуживания, но относится к сфере производства, причем самой важной – обеспечивает социальное и духовно-нравственное воспроизводство самого человека.

2. Соответственно, деятельность в сфере образования – не услуги, но социальное служение.

3. Образование (по крайней мере, дошкольное и общее) – преимущественно, внерыночная сфера. Рыночные механизмы могут использоваться лишь как дополнительные.

4. Бюджетные затраты на образование – не «бремя государства» (как утверждали либеральные экономисты), но инвестиции в человека, наиболее выгодные для общества в долгосрочной перспективе.

5. Основная цель образования – многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика). В действующем законе это фундаментальное положение растворено в тексте принципа образовательной политики № 7, посвященного свободе выбора получения образования, т.е. общий принцип рассматривается как аспект более частного.

6. Отношения учителя и ученика (в широком смысле этих понятий) должны иметь преимущественно личностный, а не функциональный характер (педагогика сотрудничества). – На взгляд автора, при функциональных отношениях педагога и воспитанника возможны «дрессировка», в известном смысле даже обучение. Образование же существует там, где личность формирует личность.

7. Ориентация не на функциональную грамотность, но на фундаментальное образование (образование культурой и ради культуры).

8. Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование – для всех.
Именно реализация этих принципов в ХХI веке способна обеспечить ключевые функции образования как средства модернизации и одной из основных гарантий национальной безопасности страны.

Вот лишь некоторые отличия нового законопроекта от действующего закона и нового курса образовательной политики – от действий правительства.

Экономика образования. В 2016 г. правительство и «Единая Россия» сокращают финансирование образования в бюджетах всех уровней менее чем до 4% от валового внутреннего продукта. Это предпоследнее место среди развитых стран. Мы требуем поднять расходы на образование в течение трех лет до 7% от ВВП. И не потому, что так хочется. Хочется, как в СССР в 1950-х или как намечено в Бразилии к 2020-му – не менее 10%. Но никому в мире еще не удалось произвести модернизацию страны при затратах на образование менее 7%. Наоборот, не только в СССР, но также и в капиталистических странах «экономическое чудо» каждый раз базировалось на росте финансирования образования. Другого пути просто нет.

Государственная информационно-образовательная политика. Современное российское телевидение в большинстве случаев напоминает, говоря словами В. Высоцкого, «ящик для идиота». В официальном законе о просветительстве нет ничего. Мы требуем на уровне страны и регионов воссоздать государственные образовательные каналы и поддерживать деньгами и налоговыми льготами все каналы, которые будут вести просветительские программы. Телевидение вновь должно стать, вспоминая того же Высоцкого, «окном в мир».

Электронное обучение во всем мире стремительно развивается. В любой из ведущих стран мира работают десятки электронных университетов. Действующий закон и в этой части прописан неплохо, но Минобрнауки под видом борьбы за качество тормозит развитие современных технологий.

Наш законопроект снимает бюрократические тормоза и открывает дорогу электронным университетам в России. В противном случае мы проигрываем международную конкуренцию и помогаем Западу (прежде всего США) «откачивать» из нашей страны самую большую ценность – интеллектуальный и человеческий потенциал.

Статус педагогов. За последние годы зарплата немного выросла, однако, главным образом, за счет увеличения нагрузки. Даже по данным Народного фронта, средний учитель выполняет в неделю 28 уроков – т.е. более полутора ставок. Такая же ситуация в вузах и колледжах. Педагоги грустно шутят: работаем на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две – некогда.

Мы требуем, чтобы за одну ставку (18 часов в неделю, или 720 часов в год) педагог

– в детском саду, школе или системе дополнительного образования получал заработную плату не ниже средней по региону и не ниже средней по стране;

– в колледже (техникуме) – не менее полутора средних зарплат по региону и по стране;

– в вузе – не менее двух средних заработных плат по стране и региону. Еще раз повторю: за одну ставку.

По пенсионному обеспечению и другим социальным гарантиям педагогические работники должны быть приравнены к государственным служащим. Работа педагогов не менее важна, чем работа чиновников.

Статус студента. В этой части правительственный закон построен по известному принципу: вот тебе три рубля – и ни в чем себе не отказывай! Расчетная студенческая стипендия в вузе в настоящее время составляет около 13% от прожиточного минимума, тогда как в советское время была 80%. В техникуме – около 4%, тогда как было более 50%. И продолжает сокращаться в реальных деньгах.

Мы требуем:

– социальная стипендия малообеспеченного студента должна быть не ниже прожиточного минимума работающего человека;

– академическая стипендия в вузе – не ниже 80% от прожиточного минимума;

– академическая стипендия в колледже (техникуме) – не менее 40% от прожиточного минимума.

В советское время студенты учились, а некоторые подрабатывали. Если ситуация не изменится, современные так и будут: работать и «подучиваться»!

Пройдем теперь по уровням образования.

Дошкольное образование. Официальный закон отменил льготы по оплате детских садов. Родительская плата поднялась в среднем на 40-50%, а где-то – в разы. Мы требуем льготы вернуть: платить за детский сад обычные семьи должны 20% от реальной цены, а многодетные – не более 10%. Иначе президентский указ о доступности детсадов будет исполнен наизнанку: из-за неподъемных цен мамы останутся дома, а дети – без дошкольного образования.

Школа. Назову лишь две ключевые идеи.

Первая. Действующий закон не отвечает на главный вопрос: чему учить наших детей. Мы требуем вернуть в школьные стандарты содержание образования и прямо в законе указать набор обязательных учебных предметов. В противном случае единое образовательное пространство страны рассыпается, как карточный домик. При переезде в другой регион или даже в другую часть города дети оказываются в совсем другой школе.

Вторая. Экзамены. Сейчас ЕГЭ критикуют даже его «отцы-основатели», забыв, как восхваляли. Рособрнадзор проводит некоторые положительные перемены, но очень медленные.

Мы вновь предлагаем дать выпускнику право выбора: сдавать экзамен в традиционной форме либо в форме ЕГЭ. Мы уже 15 лет убеждены, что ЕГЭ должен быть приговорен к высшей мере… совершенствования!

Сельская школа. Правительственный закон не остановил ликвидации сельских школ. Помимо 25 тысяч, закрытых до него, за последние три года исчезли еще примерно три тысячи.

Мы требуем:

– финансирование сельской школы должно производиться независимо от количества детей;

– ликвидация или реорганизация сельской школы возможна в исключительных случаях и только с согласия
сельского схода;

– сельскому учителю должно быть восстановлено в полном объеме право на бесплатное жилье с бесплатным отоплением и освещением.

Высшее образование. Правительство утвердило невиданную Федеральную целевую «программу развития» образования, которую правильнее было бы назвать программой разгрома. Программа предполагает в ближайшие пять лет закрыть 40% российских вузов и 80% их филиалов. Часть студентов в период кризиса неизбежно окажется на улице.

Мы знаем: в стране еще осталось небольшое число вузов, которые торгуют дипломами и которые нужно закрывать. Но система высшего образования должна быть сохранена. Если бы в 1930-е гг. в СССР не открыли несколько сот вузов, мы проиграли бы Великую Отечественную.

Мы предлагаем:

– восстановить количество студентов на уровне Советского Союза – 220 студентов на 10 тыс. населения (сейчас 138);

– разрешить закрывать или реорганизовывать государственные вузы только с согласия Государственной Думы;

– вернуть в вузы полноценные выборы ректоров;

– разрешить вузам участвовать в Болонском процессе исключительно на добровольной основе без всякого принуждения.

Дополнительное образование. Наш подход прост: в рамках только школьной программы многостороннее развитие личности ребенка невозможно. Поэтому дополнительное образование столь же важно, как так называемое основное.

А потому мы предлагаем:

– равный статус учреждений дополнительного образования со школами, колледжами и вузами;

– равный статус педагогов дополнительного образования со школьными учителями и вузовскими преподавателями.

Образование инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Действующий закон в этой части прописан прилично. Частично учтены наши поправки. Однако и в этой ситуации, по данным Минобрнауки, закрыто более 300 коррекционных учреждений.

Наши ключевые требования:

– право родителей с учетом заключения специалистов выбирать детский сад или школу для ребенка с ОВЗ – инклюзивную или коррекционную;

– возможность закрытия или реорганизации коррекционного детского сада или школы только с согласия родителей, которое выражено их общим собранием.

Если этого не сделать, инклюзивное образование в стране превратится в профанацию.
Мы знаем секрет успешной образовательной политики: соединение лучших отечественных традиций с новейшими технологиями. Именно этот «секрет» воплощен в нашем законопроекте.
Мы убеждены: новая образовательная политика нужна нам, как воздух. А обеспечить ее может только новый закон.

Вспоминая Восточный календарь, берусь утверждать: действующая образовательная политика с ее философией «мертвого» бюрократического образования и тестовой системой способна человека превратить в обезьяну; философия живого образования и основанный на ней закон позволяют каждому ребенку и студенту даже в Год обезьяны развивать в себе человека!

И в заключении три заповеди, с которых нужно начинать новую образовательную политику:

Знание – сила
Фрэнсис Бэкон

Знание это свобода
Евангелие Филиппа

Сначала любить, потом учить
Я.А. Коменский.

www.smolin.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Олег Смолин: Ротенберг заявил, что такой закон ему не нужен
11-10-2014
Олег Смолин:

Олег Смолин: Аркадий Ротенберг заявляет, что
Олег Смолин - Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.  Поздравляем!
19-12-2013
Олег Смолин -

Олег Смолин отстаивает право аспирантов на отсрочку от военной службы
13-05-2011
Олег Смолин

Олег Смолин: полицейское государство вместо общества знаний?
08-10-2010
Олег Смолин:

Картина образовательной политики в условиях кризиса
23-01-2009
Картина

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (41)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх