Независимые профсоюзы "Учитель" и "Университетская солидарность" призывают подписать петицию с требование отозвать проект приказа о режиме рабочего времени педагогов.Мы требуем отозвать проект приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»!
Профсоюзы «Университетская солидарность» и «Учитель» предупреждают: с принятием нового приказа учителя и преподаватели будут вынуждены работать столько, сколько захочет их руководство, без повышения оплаты. Приказ был разработан в январе 2016 года в Минобрнауки и уже одобрен госпожой Г.Меркуловой, председателем Профсоюза работников народного образования и науки.
Что принесет педагогам новый приказ?
1) Размывается самая важная для преподавателей норма трудового кодекса о сокращенной 36-часовой рабочие неделе. Формально она упоминается, но проект приказа дает работодателю возможность выходить за пределы этой нормы.
2) Приказ дает работодателю право самостоятельно определять режим рабочего времени и времени отдыха своих сотрудников. Это означает, что директор или декан смогут обязать преподавателя находиться в школе или вузе вне зависимости от его занятости на уроках, «парах» и мероприятиях.
3) Приказ расширяет список неоплачиваемых видов работ. Поскольку выполнить их без увеличения рабочего времени невозможно, это приведет к увеличению ненормированной и неоплачиваемой части рабочего времени учителей и преподавателей.
Финансирование системы образования в бюджете 2016 года существенно урезано. Во многих регионах зарплаты педагогов уже сократились, растет число увольнений, вводятся все новые меры по «оптимизации штатов». Многие учителя работают на 1,5-2 ставки, чтобы сводить концы с концами. У вузовских преподавателей растет объем «горловой» нагрузки.
В сложившейся ситуации произвольно расширять список обязанностей педагога — недопустимо! Недопустимо ставить организацию рабочего времени учителей и преподавателей в полную зависимость от работодателя!
Мы требуем:
1) Отозвать проект приказа
2) Вынести на широкое общественное обсуждение вопросы организации труда педагогов
Текст приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Прочитать и подписать петицию можно на сайте www.change.orgКомментарий Ольги Меркуловой
Текст проекта приказа, против которого выступают профсоюзы, поражает своей пустотой. По большей части он либо отсылает к другим действующим законодательным и нормативным актам, либо перекладывает необходимость регулирования какого-либо вопроса на локальные нормативные акты организации. И в этом отношении не могу не сослаться на заметку "Сакральная Гипернормативность" из блога Александра Сидоркина - хотя в данном случае речь идет не о конкретной организации, а о министерском регулировании в отношении системы образования в целом, явно одна из проблем документа в том, что он не проясняет сложную ситуацию нормирования рабочего времени педагога, а только запутывает ее еще больше, открывая новые возможности для управленческо-бюрократического произвола. И все опасения и критические замечания, которые сформулировали представители профсоюзов, конечно, вполне обоснованы.
Капания, которую проводят профсоюзы против проекта приказа, безусловно, важна и нужна. Но проблему перегрузки учителей и преподавателей одним нормативным актом, увы не решить. Если говорить о высшем образовании, то истоки проблемы - не только в регулировании рабочего времени на местах, но, в первую очередь, в тех "правилах игры" в целом, которые установлены министерством. Пресловутое соотношение 1 преподаватель на 12 студентов, к которому мы неуклонно продвигаемся согласно известной "дорожной карте" анти-развития образования, не может быть выполнено либо без запредельного увеличения нагрузки, либо без существенного снижения качества образования. Второй источник проблемы - это, конечно, вал бюрократизации захлестнувшей образование, а также гонка за формальными показателями публикационной активности и "приносящей доход" деятельности преподавателей.
На развитие сайта