Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Александр Асмолов: Для государства нет ничего страшнее варварства, связанного с потерей разнообразия

Александр Асмолов: Для государства нет ничего страшнее варварства, связанного с потерей разнообразия

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 811
  •  
    • 0

Презентация книги А.Г.Асмолова "Оптика просвещения" в РГГУ. Апрель 2014 г.


Мир меняется быстро. «Хомяки» за ним не успеют

21.03.2016

Хотите воспитать личность, примите, что весь мир — школа, а учителя — мастера мотивации и навигации в океане информации, заявил в беседе с «ВМ» Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования.

Многие родители сегодняшних школяров жалуются на множество образовательных программ, постоянные эксперименты и проектную деятельность.

Задания в учебниках кажутся им настолько запутанными, что школьники без взрослых разобраться в материале не могут.

- Александр Григорьевич, кого современные педагоги делают из наших детей?


- Образование всегда несло функцию переноса опыта из поколения в поколение.

И всегда человечество с трудом принимало нововведения. При консервативном подходе возникает одна из самых грустных установок в образовании. Это установка, что образование — подготовка к заранее известным шаблонам будущей жизни. Но в жизни, где все меньше шаблонов, стандарты образования в принципе не могут быть сведены к минимуму знаний. Типовые задачи, конечно, существуют, но у каждого поколения в жизни все больше ситуаций, на которые нет готовых решений.

В жизни человек решает задачи, в которых есть мнимые, избыточные, недостающие данные. Мир меняется быстро, школа — очень медленно.

- Для этого нужно было вводить такое многообразие школьных программ?

- Традиционная система великого епископа Яна Амоса Коменского, жившего в XVI веке, по отношению к которой действует формула: «Любой может стать частью технологии производства среднего ученика», уходит в прошлое. В той классно-урочной системе взрослый всегда прав и имеет ответы на все вопросы. Но продукт этой технологии — «хомяк», который думает, будто имеет готовые рецепты на все случаи жизни. Когда мир меняется с космической скоростью, эта технология дает сбой. Она еще и тем грустна, что урок из прошлого — это монолог.

- Какая же роль учителя-наставника?

- Учитель нового типа — мастер навигации в мире информации и мастер мотивирования. Педагоги призваны найти решение задачи, сформулированной некогда психологом Выготским: «Наш ребенок и умел бы, и знал, и мог, но его кризис в том, что он прежде всего не хочет». И сколько бы ни было человеку лет — 7, 15, 35, 65, он должен не переставать быть почемучкой, не удовлетворяться ответами, которые не ставят новых вопросов. Еще один из пережитков прежней системы — технология ЗУНов (знания, умения, навыки). ЗУНы нужны, но к ним не сводится информация о жизни. Вам кажется, что каждый новый этап в вашей жизни — это подготовка к следующему этапу? От дошколки — к школе, от 11 лет ученичества — к вузу и так далее? Но тогда получается, что мы все время готовимся, а не живем.
Однако каждый этап развития личности самоценен, в этом современный подход к образованию.

- Это глобальная концепция или только наша?

- Глобальная. И опирается на идеи признанных в мире мастеров образования — от Выготского и Леонтьева до Пиаже и Брунера: ребенок должен быть мотивирован и владеть универсальными учебными действиями.

- Мы едем из пункта А. Каковы же пункты В и С?

- В ближайшие 10–15 лет формальное школьное образование серьезно потеснит внесистемное персональное образование. Это то, что в советское время называлось внешкольным дополнительным образованием (Дворцы творчества, кружки). То есть каждый ребенок сам себе Google — ищет те или иные смыслы реальности.

Школе нужны индивидуальные варианты развития для каждого ребенка.

- Образовательные программы составлены с учетом этой концепции?

- Да, они учитывают этот тренд. Но идет серьезнейшая борьба в обществе. Одни говорят — школа должна быть однообразной: одна форма, одна программа, один учебник. Если мы хотим жить в обществе однообразия, то этот путь нас к нему приведет. Противоположность однообразию — вариативное мотивирующее образование. И оно ясно отражено в нашем вышедшем недавно «Манифесте гуманистической педагогики XXI века».

Мы — это учителя, управленцы, ученые и эксперты, разделяющие взгляды гуманистической педагогики — педагогики достоинства. Мы уверены, что общество способно двигаться вперед, только опираясь на веру в человека, на культуру достоинства. Начиная с 2005 года, введена норма необходимого разнообразия знаний. Не минимум, как раньше, а норма. Новая логика полностью вошла в начальную школу, уже начинает входить в среднюю школу, и с 2017 года новые стандарты придут в старшую школу.

- У 7-классников и 10-классников будет пять учебных программ, одна страннее другой?

- Их будет больше, чем пять. Поймите, все меняется. Когда еще больше усилится индивидуальная траектория развития каждого из нас, тогда те страны, в которых это произойдет раньше, победят в конкуренции. Ключевых вызовов современности три: вызов неопределенности, вызов сложности, вызов разнообразия. Идущие вслед за нами не должны проиграть.

- Ожидаемое появление в этом году родительских университетов, введение менторства для директоров школ — это все звенья одной цепи?

- Да, идет процесс погружения в принципиально другую образовательную культуру.

- Сколько времени отводите на то, чтобы поменялось сознание педагогического сообщества?

- Это зависит от того, насколько эти программы станут приоритетом внутренней политики нашей страны. Традиционная школа утратила монополию на реальность. Ключевыми механизмами трансляции ценностей и технологий для детей стали средства массовой коммуникации, а не школа. Накачка информацией больше не работает. Кризис современной школы — это обнищание душ при обогащении информации.

Вот почему необходимо, чтобы была мотивация к познанию. Хотя, конечно, речь идет не только о детях, а о людях всех возрастов... И нормальный неконсервативный взрослый понимает, что он отстает от подрастающего поколения. Драма образования — отставание взрослых от детей. Вспомните повесть Стругацких «Гадкие лебеди» — там об этом.

- Ряд экспертов бьют тревогу: по их мнению, система просвещения уходит из системы образования. Так ли это?

- Это во многом так. Задача школы – чтобы преподаватели не методички ставили во главу угла, а принцип опережающего контента — чтение детьми уникально культурных книг. Поэтому борьба между дрессурой, зубрежкой и творчеством — это та борьба, которая должна строиться в пользу просвещения через литературу. И то, что на недавнем Госсовете зародился проект расширения библиотек как шлейфа — чтобы в каждой школе была библиотека, чтобы пробудить сознание ребят к чтению книг, — это бесконечно важно.

- Родители подписывают петиции об отмене ЕГЭ. ЕГЭ все еще в тренде?

- Лучшие педагоги-новаторы в 80-е годы в СССР поставили вопрос о том, что должна существовать независимая от школы оценка качества знаний.

Искали разные формулы. Эта инициатива при анализе мировых тенденций вылилась в систему ЕГЭ. При этом я критикую нынешнюю форму Единого госэкзамена. Через сегодняшний ЕГЭ можно воспитывать, увы, «хомяков» », обладающих репродуктивным мышлением. Экзамен должен быть единым по всей стране. Но не единственным. Нужны и другие системы диагностики — через олимпиады, школьный аттестат зрелости, проекты...

Сегодняшний ЕГЭ будет убит не воплями, что он плохой, а тем, что будет трансформирован, когда войдут новые стандарты вариативного развивающего образования.

- Каким, по-вашему, будет общество в России через 15 лет?

- Мечтаю видеть поколение — мастеров понимания жизни, осознающих цену человеческому достоинству. Поколение, которое бы не превратилось в людей, которых можно зомбировать. Если, не дай бог, мы лишим нашу школу такой потенции, как критическое мышление, дети могут стать легкими жертвами ИГИЛ (запрещенная в России организация. — «ВМ»), или манкуртизации. В свободной школе вырастит свободная личность, которую никакие манипуляторы взять не смогут. Ведь для государства страшнее, чем варварство, связанное с потерей разнообразия и навязыванием какой-либо монокультуры, ничего быть не может. Я за то, чтобы был большой выбор и были люди, влюбленные в свою культуру, чтобы эта культура стала для них точкой опоры в жизни. И когда меня спрашивают: «Кто ты такой и где твоя Родина?» — я отвечаю: «Моя Родина — Московский университет и те писатели, чьи портреты висят у меня на стене».

Каким бы глобальным ни был мир, каждый человек должен иметь личную систему ценностей, которая никакой глобализации не подвластна.

Беседу вел Сергей Арчаков




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Новорожденные: Александр Асмолов
22-02-2018
Новорожденные: Александр Асмолов

22 февраля в новорожденных - психолог, академик РАО Александр Григорьевич Асмолов.
академик РАО, директор Федерального института развития образования написал заявление о выходе из Президиума РАО
24-02-2014
академик РАО, директор Федерального института

24.02.2014 22 февраля, в день своего 65-летия, академик РАО, директор Федерального института развития образования Александр
Не «АГА-реакция», а счастье понимания. Авторская презентация книги Александра Асмолова  «Оптика просвещения: социокультурные перспективы»
29-10-2013
Не «АГА-реакция», а счастье понимания. Авторская

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Апрель 2018 (41)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Декабрь 2017 (73)
Ноябрь 2017 (51)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх