Мыслить о повседневности не повседневно (развернутый комментарий к фотографии)
Закладки:
Просмотров: 1 839
0
Июнь 1991 год, подмосковное Востряково, самый первый семинар по проблемам конфликтологии в форме работы полидисциплинарной команды, в которую вошли философы, социологи, психологи, политаналитики и др. С докладом приезжал В.А. Ядов, директор Института социологии РАН с которым мы там познакомились… Но это была именно работа команды, а не академический форум-«междусобойчик». Создание, по инициативе Е.И. Степанова, разнопрофессинальной конфликтологической группы (туда пригласили и нас с Гульшат Уразалиевой) поддержал Совмин: поздно, конечно - внутренние конфликты разрывали страну не первый год, хотя не они ее развалили (до Фороса оставалось 2 месяца, до Беловежской пущи – 5). Правительство ждало сценариев и рекомендаций, и оно их получило. На фото из нашего домашнего архива в верхнем ряду – вторая слева Наталья Никитична Козлова (1946 - 2001).
Знаете, бывает так, что еще долго звучат голоса в трубке, в трубке с неоконченными разговорами. Эта трубка каким-то образом соединена с сердцем, которое слушаешь, слыша голоса... И, наверное, большую часть нашего десятилетнего знакомства с Наташей Козловой мы не виделись, а слышались, в отличие от Гульшат Уразалиева, которая с ней работала и дружила. Хотя и наши разговоры, конечно же, были дружескими. Изредка мы встречались и в РГГУ, который тогда еще не стал основным местом моей работы. Но главную площадку для дружеского обсуждения темы человеческой субъектности, волновавшей нас порой в совпадающих поворотах, нам предоставила МГТС. И тексты. Пожалуй, именно она научила меня не думать о повседневности свысока (что иногда проскальзывает в людях, выращенных на Гегеле), точнее, думать о повседневности не повседневно. Что не удалось даже выразительному и вдумчивому Альфреду Шюцу, которого я к тому времени уже прочитал. Собственно, и Шюца я потом смог переоценить благодаря ей.
Наташа была мастером философско-исторической рефлексии жизненного эпизода (гением которой, кстати, местами обнаруживал себя Гегель). Буквально «с листа» читала эпоху по «мелочам», выдающим ее главные секреты.
М.К. Мамардашвили однажды сказал, что люди когда-нибудь начнут узнавать себя в текстах философов. Не оттого, что тексты упростятся до «понятности». Узнаваемо не то, что понятно, а то, что понято. В случае Наташи Козловой - это понятая и потому узнаваемая повседневность, которая без понимания теряется в своих лекальных, затрепанных (в том числе, с использованием философской и социологической терминологии), часто чучельных образах.