К этому «предложению» остается добавить бонус – в виде слюнявчиков и памперсов для взрослых. Хотя, как показывает практика последних лет, сие весьма изобретательно и с трепетом изготавливается в домашних условиях.
Кто-то возмущается: ужас, несмышленых детишек рядят в пушечное мясо! Кто-то воодушевлен: здорово, военно-патриотическое воспитание с самого горшка!
Увы, все гораздо хуже. «Балаганизация» истории, памяти - вот эффект подобной практики.
Ожидать того, что дети, выросшие в милитари-памперсах взрослых, станут прекрасными патриотами, можно лишь от крайнего отчаяния (даже не от «компенсаторной» глупости). Неосознаваемого отчаяния по поводу несостоявшейся взрослости, ответственности, сброшенной на ритуальные символы и «авось» (само по себе символ), и добровольно придушенной свободы, которую ограничивает только она, твоя, не делимая ни с кем ответственность. В балагане истории патриотами не становятся. Становятся в итоге скептиками, а потом и циниками. В том числе – и в оценках истории, страны, да и государства, между прочим.
Все это выглядит фейками. И не только выглядит, но и прикрывает фейки - дел, поступков, чувств, которых нет. Взрослости, в которую дети поначалу смотрятся как в перспективу. А видят фейк. Пошлость, а порой и подлость. Например, розлитую в пузырьки с зеленкой, как на конкурсе исторических сочинений, организованном обществом «Мемориал», – орудием борьбы фейковой, ряженой взрослости с собственной неполноценностью.
А дети, особенно маленькие, устают от ряженых, пресыщаются ими. Попробуйте подержать трехлетнего ребенка с недельку в цирке. Где под куполом к тому же витает агрессия, пусть даже слабоощутимая. Процитирую питерскую журналистку Елену Зелинскую, которая пишет в своем Fb:
Пожалуй, различие в подходе к памятной дате 9 мая лучше всего формулируется двумя лозунгами:
1.Это не должно повториться (устаревш.) 2. Можем повторить (новояз).
А что именно повторить? Дети вправе спросить. Только вот взрослые едва ли смогут внятно ответить. Поэтому за них отвечает «боевой раскрас». А дети нуждаются в доверии. Не только в том, чтобы доверяли им, но и в том, чтобы доверять другим. Есть такая важная человеческая потребность - доверять. И предел доверия недоигравшим дядям и тетям.
Валить все на «политику» ничуть не лучше, чем на «внешнего врага». «Политики» и «враги» - из того же взрослого племени. Глупить и вредить им больше, чем способны это делать обычные взрослые, не дано.
Да, сегодня и вправду все труднее взглянуть на творящееся глазами тех, кто действительно победил, – их осталось совсем немного. Тем более – в век инсталляций и перфомансов, которые приобретают, хотим мы того или нет, самостоятельную ценность, замещающую прочие.
Но вот это-то и есть единственный «вызов», который все никак не может принять взрослое сознание, по-взрослому отделив настоящее от шапитошного, историю от балагана.
Вы скажете: но для этого, как минимум, нужно попробовать начать делать свою историю. Так и я о том же.
Хотя бы уже потому, что детям жизненно нужны «исторические герои» - не книжные, а, прежде всего, самые близкие, дорогие и любимые. Нужна историческая перспектива, в которой всегда узнаются их лица. Лица, которым можно доверять.
Напоследок перескажу эпизод из психотерапевтической практики.
Одна маленькая девочка заигралась в божью коровку. Целыми днями бегала и жужжала – и там, где бегать и жужжать не очень положено. Что создавало разного рода неудобства. Родители встревожились, хотя малышка, скорее всего, просто еще не умела выйти из игровой позиции, в которой ей было радостно и комфортно, не знала границы между условным и реальным. В итоге ее привели к психологу. И тот ей сообщил, что ее заколдовал злой волшебник, а он – добрый, и сейчас расколдует. Проблема была решена там, где она возникла: в игровых рамках. Девочка продолжала бегать и жужжать, но при этом быстро научилась сама выходить из роли. Доверилась волшебнику.
Проблему решить сложнее, если ребенок по тем или иным причинам прячется в игровой роли от реальности, которая чем-то его травмирует. Тем более, если встречает там еще и спрятавшегося взрослого…