Философ и историк Й.Хейзинга писал о том, что, утратив дух культа, спорт одновременно выпал из культуры. А, выпав - выродился в индустрию. Почивший вчера Мохаммед Али сумел сохранить и дух культа, и культуру внутри индустрии бокса. Он служил спорту, а не обслуживал фабрику по производству дорогостоящих достижений. Хотя его собственные достижения окупали ее с лихвой.
В бою он искал, прежде всего, наслаждение, а не кратчайший путь отправить противника в нокаут, что блистательно проделал 37 раз. Потому и уподоблял боксера порхающей бабочке, которая жалит, как пчела.
«Невозможно – это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. Им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы что-то изменить. Невозможное – это не факт. Это только мнение. Невозможное – это не приговор. Это вызов. Невозможное – это шанс проявить себя. Невозможно – это не навсегда. Невозможное возможно».
37 нокаутов и 32 года борьбы с болезнью Паркинсона, гениальный боксер и при этом блестящий афорист и оратор, выступавший с лекциями в американских университетах, служение агрессивнейшему спорту и неприятие любого насилия в жизни (для предотвращения которого он занялся общественной деятельностью), безусловное уважение к тем, кого сокрушал «по роду профессии» - все это «невозможный» Кассиус Клей, Мохаммед Али.
«Человек, который не имеет воображения, не имеет крыльев».
А отсутствие крыльев никогда не компенсируют самые мощные кулаки.