Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Феномен Пиаже и «феномены Пиаже» (к 120-летию со дня рождения)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 5 601
  •  
    • 1


120 лет назад в швейцарском Невшателе родился великий психолог Жан Пиаже – один из немногих, кому удалось создать психологии в «большом» научном мире репутацию очень серьезной науки. А сам он был настолько «большим» ученым, что каждый психолог поныне находит у него что-то свое, даже если просто привносит это в своем понимании Пиаже.

И это притом что существует интернациональная система штампов в толковании «феномена Пиаже», которую психологи усваивают еще в университетских аудиториях и проносят через всю жизнь. Хотя немалая их часть является чистейшими мифами о Пиаже. Чему в какой-то мере способствовал он сам, лукаво реагируя на очередное критическое замечание, построенное на одном из мифов: «Согласен!».

Без постоянного критического, но, в принципе, уважительного и доброжелательного (обоюдно) диалога с Пиаже, представить историю советской психологии вовсе невозможно. Выготский, Леонтьев, Гальперин, Эльконин, мой учитель Давыдов, оттачивая аргументы в этом диалоге, находили обоснования куда более широких позиций, развитие которых в итоге приводило их к фундаментальным научным открытиям. Аргументы срабатывали далеко не всегда, зато «побочный продукт» их оттачивания – открытия уже давно вписаны в историю нашей психологии. И, кстати, часть из них, как минимум, позитивно была воспринята самим Пиаже.

…Стандартная ситуация психологического обследования. Мой собеседник – смышленый и серьезный пятилетний мальчик.. Беседуем о разном – о его любимых играх и игрушках, сказках, о друзьях, о жизни… И тут я беру два сосуда, один из которых пошире и пониже, а другой – повыше и поуже. И из стакана наливаю одно и то же количество воды вначале в один, потом в другой. Спрашиваю: где воды больше? Мальчик пытается определить на глаз, потом придвигает сосуды друг к другу и уверенно выбирает высокий и узкий. Спрашиваю: «Почему ты так решил?». Собеседник указывает на уровень воды: в узком он выше, значит, воды больше. Ожидаемо выдает один из классических «феноменов Пиаже». «Подожди, - говорю ему, - мы лили из одного стакана, воды было одинаково, лили аккуратно, вроде бы, ничего не расплескали. Кто же у нас украл воду? Знаешь, я сам запутался. Может, ты попробуешь вместо меня лить, а я буду следить…». Словом, мы меняемся местами.

Мальчик сосредоточенно разливает воду по сосудам и вопросительно смотрит на меня. «Да, - вздыхаю, - опять то же самое. Ни капельки воды не пропало, а тут, вон насколько больше!». И тут маленький экспериментатор неуверенно произносит: «А, может, это вам просто кажется, я все правильно делал!». Его предположение касается не сохранности количества воды, а того, что мне, взрослому, может казаться, тогда, как я должен знать… Отвечаю: «Ну, так и я все правильно делал! И мы видим с тобой одно и то же». Тут мой «коллега» радостно восклицает: «Нам же может вместе казаться!».

Ребенок не говорит прямо, что количество воды в сосудах одинаково, но допускает кажимость видимого. Смотрит на ситуацию глазами субъекта, которому надо разобраться в самом себе, чтобы понять природу видимого. И в моей, «взрослой» имитации незнания находит главный мотив для этого.

А то мы, не разобравшиеся, готовы реки поворачивать.

Владимир Кудрявцев




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (7)
Сентябрь 2024 (31)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх