Феномен Пиаже и «феномены Пиаже» (к 120-летию со дня рождения)
Закладки:
Просмотров: 5 633
1
120 лет назад в швейцарском Невшателе родился великий психолог Жан Пиаже – один из немногих, кому удалось создать психологии в «большом» научном мире репутацию очень серьезной науки. А сам он был настолько «большим» ученым, что каждый психолог поныне находит у него что-то свое, даже если просто привносит это в своем понимании Пиаже.
И это притом что существует интернациональная система штампов в толковании «феномена Пиаже», которую психологи усваивают еще в университетских аудиториях и проносят через всю жизнь. Хотя немалая их часть является чистейшими мифами о Пиаже. Чему в какой-то мере способствовал он сам, лукаво реагируя на очередное критическое замечание, построенное на одном из мифов: «Согласен!».
Без постоянного критического, но, в принципе, уважительного и доброжелательного (обоюдно) диалога с Пиаже, представить историю советской психологии вовсе невозможно. Выготский, Леонтьев, Гальперин, Эльконин, мой учитель Давыдов, оттачивая аргументы в этом диалоге, находили обоснования куда более широких позиций, развитие которых в итоге приводило их к фундаментальным научным открытиям. Аргументы срабатывали далеко не всегда, зато «побочный продукт» их оттачивания – открытия уже давно вписаны в историю нашей психологии. И, кстати, часть из них, как минимум, позитивно была воспринята самим Пиаже.
…Стандартная ситуация психологического обследования. Мой собеседник – смышленый и серьезный пятилетний мальчик.. Беседуем о разном – о его любимых играх и игрушках, сказках, о друзьях, о жизни… И тут я беру два сосуда, один из которых пошире и пониже, а другой – повыше и поуже. И из стакана наливаю одно и то же количество воды вначале в один, потом в другой. Спрашиваю: где воды больше? Мальчик пытается определить на глаз, потом придвигает сосуды друг к другу и уверенно выбирает высокий и узкий. Спрашиваю: «Почему ты так решил?». Собеседник указывает на уровень воды: в узком он выше, значит, воды больше. Ожидаемо выдает один из классических «феноменов Пиаже». «Подожди, - говорю ему, - мы лили из одного стакана, воды было одинаково, лили аккуратно, вроде бы, ничего не расплескали. Кто же у нас украл воду? Знаешь, я сам запутался. Может, ты попробуешь вместо меня лить, а я буду следить…». Словом, мы меняемся местами.
Мальчик сосредоточенно разливает воду по сосудам и вопросительно смотрит на меня. «Да, - вздыхаю, - опять то же самое. Ни капельки воды не пропало, а тут, вон насколько больше!». И тут маленький экспериментатор неуверенно произносит: «А, может, это вам просто кажется, я все правильно делал!». Его предположение касается не сохранности количества воды, а того, что мне, взрослому, может казаться, тогда, как я должен знать… Отвечаю: «Ну, так и я все правильно делал! И мы видим с тобой одно и то же». Тут мой «коллега» радостно восклицает: «Нам же может вместе казаться!».
Ребенок не говорит прямо, что количество воды в сосудах одинаково, но допускает кажимость видимого. Смотрит на ситуацию глазами субъекта, которому надо разобраться в самом себе, чтобы понять природу видимого. И в моей, «взрослой» имитации незнания находит главный мотив для этого.
А то мы, не разобравшиеся, готовы реки поворачивать.