Вчера два государственных деятеля - Дмитрий Рогозин и Владимир Мединский громко явили себя в одном общественном лице – организации под названием Российское военно-патриотическое общество. Рогозин – в качестве руководителя РВИО, Мединский – члена его попечительского совета. Явление наблюдалось в рамках встречи с активом этой организации, которая, если верить «Ъ», прошла в «гиперактивном» режиме. Под лозунгом «Не стесняться!». Впрочем, обостренной стеснительностью оба общественно-государственных деятеля никогда не отличались. И вправду, «долой стыд!», если оппоненты хотят оттяпать у тебя твою собственную историю. По сути, это – ведь продолжение той самой большой войны, из которой соткана вся наша история. Как в анекдоте, «товарища полковника на войне не будет» (да и в мирных трудах он особо замечен не был), но героически повоевать за историю – святое дело.
Вот и Рогозин выстрелил откровением: «Все российское общество — военно-историческое», потому что «вся история России — это история войн, защиты от внешних посягательств на ее территории». Действительно, этого зла Отчизна вкусила в избытке. К тому же к нему нужно добавить «внутренние» войны – власти против народа, которые, в отличие, от внешней агрессии, практически не затухали. Не говоря уже о том общеизвестном, что бездарность руководства не единожды приводила и к втягиванию в войны, и к обезоруживанию воевавших под этим руководством.
Не стану спорить c Рогозиным и Мединским: история у нас разная и излагать ее растущим поколениям нужно объективно, желательно – не книжно, а при наличии средств – занимательно. Хорошо бы еще, чтобы эти поколения росли в истории, которая делается на их веку, на их глазах старшими товарищами, и ощущали свою вовлеченность в этот процесс. В истории, а не в атмосфере защитного трепа об истории, единственная функция которого – прикрыть свое полное неумение управлять «современностью» и свою неуместность в качестве управляющих. Из встречи с историей, дети должны вынести, простите за банальность, «чувство перспективы», а не комплекс вечно преследуемой жертвы исторических обстоятельств, на котором привычно паразитировать всероссийскому (и помельче) начальству.
Встреча продемонстрировала пример традиционного стремления власти разом обрезать память о предках и историческое мышление потомков по удобным для нее линиям. По итогам возникает впечатление, что предки только воевали и погибали, а не созидали, не любили, не дарили счастья, не наслаждались им с теми, кому дарили. За то и погибали, чтобы было мирное, а не вечное «военно-историческое» общество... Это знали на зубок все советские школьники. Которым, как минимум, не «обрезали» часы русской литературы, где соблюден исторически правдивый баланс «войны» и «мира». И не сгребали остатки нищего образовательного бюджета под программы «военно-патриотического воспитания» - при всем почитании оного.
В СССР снимали зрелищные фильмы об отечественных войнах. При понимании того, что война – это не героический «перфоманс», а мерзость, подлость и грязь, которую довелось разгребать победителям. Были живы многие из тех, кто мог рассказать. Рассказывали, правда, неохотно. Особенно, когда рядом дети. Но на месте, которое разгребли, вырастало прекрасное, и оно лучше всего напоминало о цене, за которую не постояли победители. Вот на этом-то то месте сверхуместно поведать о цене. Увы, там сейчас пустырь. Вот и предлагается устраивать столь любимые начальством «перфомансы» и «инсталляции» на руинных былого величия, не ему принадлежащего, но им «заигранного». Градус вдохновения при этом приближается к тому, которое испытывали при встрече с т. Бендером васюкинские любители шахмат. Трепетнейший кульминационный момент встречи в изложении репортера «Ъ»:В качестве живой иллюстрации на рабочей встрече присутствовали некоторые воспитанники лагерей РВИО — униформированные молодые люди допризывного возраста и девушки. Они оживленно слушали предложения активистов РВИО, с которыми те обращались к председателю,— например, приспособить к делу патриотического воспитания высокие технологии и создать очки виртуальной реальности, которые позволят виртуально отправлять школьников в прошлое, буквально в самый центр сражения. По мнению авторов идеи, сопровождавших рассказ презентацией, это «позволит сформировать в сознании 13 млн школьников объективный образ истории, который никто не сможет исказить, на языке молодежи объяснить, как на самом деле проходили военные действия». В комплекте с очками предполагается создать жилет, который мог бы имитировать ощущения от попадания пуль. Представитель петербургского отделения РВИО воодушевленно объяснял, как дети будут «летать над танками в капсуле, в полной безопасности, как герои фильма “Парк юрского периода”, и после этого каждый из них сможет сказать: “Я там был, я это видел, я участвовал в сражении”».
…Где точно детям совсем не место – так это там, где с почестями (включая автоматную очередь и гимн, как недавно в Севастополе, при участии известного мотопатриота) хоронит себя взрослость XXI века, бесславно почившая. Точнее - так и не рожденная. И это уже совсем не смешно.
На развитие сайта