Инверсия услышанного (к 75-летию Сергея Довлатова)
Закладки:
Просмотров: 2 352
0
Литература – это не написанное. И даже не само письмо. Литература – это услышанное и по-особому пересказанное. «Инверсия здравого смысла» рассказчика в литературном слове.
«Инверсия здравого смысла» - так коротко определял юмор Сергей Довлатов, которому сегодня исполнилось бы совсем немного, 75 лет. Но, думается, к литературе эта дефиниция вполне приложима. Инверсия – случай «остранения», которое Виктор Шкловский рассматривал не только как писательскую уловку, прием, но и как механизм пастернаковского явления образа мира в слове, «творчества и чудотворства».
В литературном слове этот мир делает колесо - поворачивается на 180 градусов. На ноги он встает иногда почти голеньким – в процессе инвертирования с него облетают все штампы здравого смысла (здравый смысл без штампов, тем более, универсализированных, здравый смысл «по ситуации» не только имеет право но существование, но и жизненно необходим). На ногах и нагим мир – да - часто смотрится комично. Но чаще – трагикомично.
Писателя, конечно, интересует не само по себе стоящее на голове. Только то, что оно рассказывает о действительности и себе из такого положения. А рассказывает оно много интересного. К примеру, про то, что Солнце вращается вокруг Земли (здравый смысл!), и что все проблемы Земли – от его навязчивого вращения…
Как там у Сергея Донатовича? «Мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда»…
Литература, искусство, творчество, в целом – всего лишь способ порождения нормы, которая может вызывать такое ощущение. И не только в безумном мире.