Сегодня 86-й день рождения философа Мераба Константиновича Мамардашвали. С некоторыми коррективами и дополнениями размещаю две заметки о нем, которые уже публиковались на сайте.В Алуште (1980-е).
Надежда на дне колодца
Часто цитируют М.К.: жить с надеждой легко, попробуйте жить без надежды и учитесь… Цитируют, как водится, с утратой контекста, а, главное, смысла. У Мамардашвили любят выискать "красивости", пророчества, "гурачества", за которыми он, к слову, никогда специально не гнался. Все это бывало, но возникало спонтанно, а еще чаше воспринималось как таковое. Его главным делом было мышление, многие результаты которого не могу назвать бесспорными для себя. Но уж сам-то М.К. прекрасно понимал: человек без надежды страшен. И имел ввиду совсем другое.
Ключ к нему - в другой мысли Мамардашивили (звучавшей на разные лады в истории культуры и до него) – о творцах, которые опускаются на самое дно темного колодца, чтобы под слоями донной грязи найти гармонию мира. В колодец их зовет именно надежда найти…
А жить с гармонией (тем более, предустановленной, как у Лейбница) – над головой – и вправду легко. Настолько, что порой не замечается ее отсутствия в голове и сердце. Поэтому тень Вергилия (вера), присланная Беатриче (любовь), приглашает Данте пройтись во всем кругам Ада. Не потеряв и даже прирастив надежду, несмотря на хрестоматийное предупреждение над вратами.М.К.Мамардашвили с другом, единомышленником и соавтором психологом В.П.Зинченко, одним из моих учителей.
Кухня истории
Мераб Мамардашвили как-то грустно обронил: "История - это кладбище человеческих не-рождений". А он имел смелость родиться в истории.
Можно по-разному относиться к тому, что он говорил и писал, но на всем этом - печать рождения в истории, сродственность с ней. Не пафосная, не "на выход" в интеллектуальные салоны (которые он, правда, сам же и создавал вокруг себя ), а какая-то такая повседневная и без повода. Когда друзья спрашивали его, как он живет со всеми этими шумными коммунальными тетками и бытовыми пьянчужками в одной квартире, он отвечал: "С чего вы взяли, что я живу с ними? Я живу с Платоном, Декартом и Кантом."
Хотя вряд ли М.К был совсем уж индифферентен к тому, что творится на кухне. Он ведь писал: философ - это наблюдатель, шпион. И шпионит он за мышлением. В первую очередь - за своим. Но и за мышлением всех и каждого, в каких бы формах оно ни присутствовало. И... ни отсутствовало. Потому что "отсутствие мышления" - проблема не патопсихологическая, не дефектологическая, тем более, не психиатрическая, а философская.
На кухне - тоже кухня истории, главные секреты которой знает только философ.
На развитие сайта