Новый курс В.Т.Кудрявцева. Социальная антропология и философия человека
Скоро начнем разбираться в РГГУ...Готовлюсь. С какими людьми я сейчас, готовясь, "обложен", всех не назову... Рут Бенедикт, в которую все еще влюблен. Маргарит Мид, с которой я познакомился еще сам в бытность студентом и сразу понял, что не ошибся знакомством - с долгим, как оказалось, продолжением. Классики британской школы - Тайлор и Фрэзер, блистательные описатели. Диагност современности и провидец Люсьен Леви-Брюль, смотревший в прошлое, а увидевший настоящее и будущее. Фирс-хранитель "Вишневого сада" всемирной культуры Клод Леви-Стросс. Великолепный Бронислав Малиновский, вытащивший антропологию из-за "китайской стены антикварных интересов". Марк Блок - великий реконструктор истории "человеческого в человеке". Да, и куда без Франца Боаса, и без Карла Ясперса, без Йоханеса Хейзинги? И... без Василия Ключевского - тоже никуда! Не забыт и Густав Шпет.
Конечно, Карл Маркс с своим "материалистическим пониманием истории", то ли простота толкований, то ли реальная сложность которого привела к тому, что большинство отказало себе в труде понять не только историю, но и его само. "Революционная практика" (не путать с практикой социальных революций!) - это когда человек, изменяя в делах своих обстоятельства, меняется сам. И этим творит историю. Не всегда, впрочем, сознавая.
Но без самоизменения, в большей или меньшей степени сознательного, нет никакой истории, даже если совершить десять "социальных революций". Человек исторически спит. Да, существуют целые общества – вполне себе развивающиеся, но без истории. А то, что в исторической науке возникли "антропологические школы", так или иначе обратившиеся к исследования феномена "самоизменения" (вне и помимо Маркса), говорит лишь о том, что и истории в этой науке было маловато.Мартин Хайдеггер, которого трудно заподозрить даже в тайной любви к марксизму, считал этот пункт принципиальным для философии. А "марксисты" все искали хвосты "социальных революций" и ловили "призраков коммунизма", который, к тому же, принимали за "общественную формацию". Хотя у Маркса не было ни "теории революции", ни "научного коммунизма", ни формационного подхода... Карл Маркс - значит, и Эвальд Ильенков, мой учитель.
Триада Пропп – Голосовкер - Мелетинский, великие читатели культурных текстов, видевшие за ними подвижную историческую тектонику культуры. Кстати, Яков Голосовкер (помимо всего, гений литературного перевода с древнегреческого и немецкого) был и даже, говорят, одно время жил в доме Ильенкова. А однажды узнал, что Ильенков - продолжатель Маркса, очень огорчился и ушел. Историки-мыслители Арон Гуревич и Леонид Баткин, чудесные уже тем, что (как и Елеазар Мелетинский) работали в РГГУ.
Выготский - несомненно, антрополог "от психологии". Как и его последователь Владимир Зинченко.
Все они про то, что антропология - это не о дикарях, варварах и мифах, которыми те жили, а не только наполняли свой образ мира. Антропология - это про нас с вами, порою продолжающими жить мифами и не чувствующими за собой истории. Что, однако, не делает нас ни дикарям, ни варварами. А просто заставляет подумать. И другой мой философский наставник Феликс Михайлов вместе с другом-оппонентом Владимиром Библером (один не раз заходил, другой ходил на работу в РГГУ) - в этом смысле тоже антропологи.
А еще – Владимир Вернадский, Пьер Тейяр де Шарден, Мишель Фуко, Борис Поршнев, Яков Рогинский, Георгий Гачев, Вадим Рабинович с их попытками взглянуть на трансформацию природы естества, вовлеченного в мир культуры (включая морфофизиологию homo sapiens), ставшего его частью.
Антропологически очень важен гачевский взгляд на каждую культуру как на неразменную часть человеческого Космоса и как на особый завершенный Космос. Даже на самую маленькую. Большинство не только не знает, чем отличаются ороки от орочей, но и не подозревает о факте их существования. Еще бы: тех и других во всем мире примерно по 1000 человек. Они исчезнут, и никто этого не заметит, кроме культуры, которая объединяет миллиарды. Потому что в их лице она лишится каких-то своих самобытных ингредиентов, без которых она уже будет другой. Культура распадается не мегаэтносами, а ороками и орочами. Для мегаэтносов существует только то, что они способны принять и ассимилировать. А не то, что действительно лежит в основе единства культуры, суть чего часто обнажают до боли (буквально до боли!) малые умирающие народы. Это надо искать, как искал в Амазонии Клод Леви-Стросс. Могикане существуют, покуда жив последний из Могикан. Они уйдут с ним, но ведь и с ними что-то уйдет. А пока жив он и они, в культурном человеческом мире остается что-то важное, в каждом отдельном случае свое. Что - в этом и пытался разобраться Гачев. И писал свои "Национальные образы мира", через которые можно косвенно понять - что.
Не о чем говорить без Александра Пятигорского – в его философских размышлениях выделяется сам предмет антропологического разговора, который размыт в специальных работах.
Примерно таков корпус референтных авторов - осталось добавить литературу. Конечно, это - минимум для психологов, которым читается курс
"Социальная антропология и философия человека". Да и представительство философов будет пошире. Шире площади стола, которой не хватит, чтобы разместить весь "минимум", необходимый для подготовки курса.
Владимир Кудрявцев
Расписание лекций и семинаров
(1 семестр 2017/2018 у.г.)
На развитие сайта