Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Школьные психологи вернутся в школу?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 671
  •  
    • 1
Школьные психологи вернутся в школу?


Добровесть из вчерашних «Известий»:
Минобрнауки готовит к утверждению концепцию развития психологической службы до 2025 года. В каждой школе и детском саду должен быть психолог, считают в Минобрнауки. Концепцию развития соответствующей службы ведомство планирует утвердить до конца года. Предполагается, что школьные психологи займутся в том числе профилактикой и коррекцией интернет-зависимости среди учеников, будут консультировать родителей и детей по поводу безопасного использования сети.

До конца этого года Минобрнауки планирует утвердить концепцию развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025-го. Об этом «Известиям» рассказали в ведомстве. В документе рекомендуется нанять психологов во все школьные и дошкольные образовательные учреждения.

Согласно концепции, с которой ознакомились «Известия», среди целей психологической службы в системе общего образования — профилактика и коррекция «интернет-зависимости, игровой зависимости, агрессии и насилия в школе». Также предполагаются консультации детей и родителей по поводу безопасного использования интернета, «содействие в установлении личностных границ и права на приватность в реальной жизни и в интернете (подробнее).


Саму по себе инициативу Минобрнауки, естественно, можно только приветствовать. Но нужно понимать, что речь идет не о создании, а о возрождении психологической службы в образовательных учреждениях. Создана она была еще во второй половине 80-х гг. прошлого века. В 90-х в система психологической службы так или иначе удовлетворяла потребности школ, детских садов и семье. Правда, звучали справедливые нарекания в отношении подготовки психологов образования – как общей, так и специальной. 9-месячные курсы подготовки психологов были задуманы как временная мера в ситуации кадрового дефицита, но их постигла судьба всего того, что у нас задумывается как временное. Правда, сейчас иной раз встречаешь специалистов с «высшим психологическим образованием», квалификационный уровень которых сопоставим с «девятимесчяниками».

Проявляла себя и объективная трудность: психологическая служба в школе или садике – это всегда «штучная» работа, работа с неповторимым случаем, проводимая на массовом контингенте. Несмотря на это, в разных точках России мне не раз приходилось общаться с высококвалифицированными специалистами – школьными и детсадовскими психологами, преданными своему делу, делающими его творческими и мотивированными к профессиональному росту.

В те же 90-е нам удалось отладить работу психологической службы на базе сети экспериментальных площадок, включающих в себя дошкольной и школьную ступень и разбросанных по всей России. В разных социально-экономических условиях, которые объединяло разве что «спартанское» финансирования. Мы находили источники, но главным ресурсом оставался энтузиазм. Усилия полностью оправдали себя. В частности, были отработана модель психологического сопровождения межвозрастных переходов в образовании, создан уникальный банк лонгитюдов, выявлены «семейные детерминанты» школьной успешности. Работа носили предельно «наукоемкий» характер и во многом определила эффект введения нового образовательного контента.

Ближе к 2010-х система начала сворачиваться. В условиях «финансовой самостоятельности» руководство школ и детских садов начало сокращать ставки психологов. Оставшиеся психологи через одного загружались «работой не по профилю» - например, составлением общей отчетности учреждения. Для того, чтобы охватить детей (не говоря уже о родителях) психологической помощью у них просто не оставалось времени.

Очевидно, что для региональных и, тем более, муниципальных бюджетов «психологическая служба» - непосильная нагрузка. А психологи, при своих нагрузках, едва ли могут жить на зарплату в диапазоне от 5 до 15 тыс. руб. Едва ли могут, но живут, да еще и работают с двойной отдачей. Более того, психологу образования приходится порой участвовать в решении семейных, клинических и иных проблем, к чему его не готовили. А ребенок не может одни свои проблемы пронести с собой в школьном рюкзачке, а другие оставить за порогом школы. Это значит, что, помимо психологического персонала школ и детских садов, необходимо создавать муниципальные Центры психологической службы образования, где детям и взрослым может быть предоставлена адресная помощь (на их базе может повышать свою квалификацию и этот персонал). Такие центры существуют (например, в Москве), но в единичном виде.

В принципе, проблема решаема. Не пора ли для начала провести «инвентаризацию» образовательных и внеобразовательных услуг по шкале жизненной значимости для всех их адресатов? Может случиться, что во многих из них адресаты особо не нуждаются. Сейчас стремятся говорить не об услугах, а о правах. Так вот, у ребенка должно быть «право на психолога» рядом, который не заменим другим взрослым, способным проявить человеческое участие, но не способным оказать профессиональное содействие в «жизненно важном». А в детстве и отрочестве таковым может оказать что угодно. Не только Интернет, в котором сейчас усматривают главные риски. Куда ребенок порой заходит уже со всем набором рисков внутри, не распознанных взрослыми, поскольку это требует профессионализма.

Владимир Кудрявцев,
доктор психологических наук,
профессор МГППУ и РГГУ




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх