Заголовок, под которым мы публикуем эту
дорбровесть, может показаться немного ироничным. Но никакой иронии тут нет. Все страны мира учатся читать - в лице своих маленьких граждан. И их успехи в этом определяют достижения страны в век, когда вес имеет не сама по себе информация, а способность осмысленно работать с ней для того, чтобы превратить ее в продуктивное, конструктивное знание, в "знание-силу". Речь идет о важнейшем образовательном эффекте начальной школы. Текст, с которым работают дети младших классов, – «лакмусова бумажка» качества начального образования. За этим стоит проблема, если угодно, всемирного масштаба.
Приведу лишь один пример. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, мой коллега и друг, известный психолог и эксперт в области образования Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, но, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как если бы у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. Тогда как тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика тут не причем. Просто высокая миграция в США сопровождались снижением уровня начального образования в технологически самой развитой стране, что и проявилось в трудностях понимания текстов и нежелании его вообще понимать.
Мировое достижение российской «началки» - это и своего рода ответ критикам «
асмоловского» стандарта начального образования, построенного на идее универсальных учебных действий. Эта идея, пусть не без проблем, к тому же в условиях образовательной вариативности, программно-методической и прочей «многоукладности», постепенно становится частью школьной реальности, меняя ее изнутри к лучшему.
Владимир Кудрявцев
Россия стала мировым лидером по качеству образования в начальной школе
5 декабря в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки объявили итоги международного сравнительного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). По результатам PIRLS-2016 Россия стала мировым лидером по качеству образования в начальной школе.В исследовании PIRLS Российская Федерация участвует с 2001 года. По результатам последних трёх исследований – в 2006, 2011, 2016 годах – Россия прочно обосновалась в группе лидирующих стран.
В исследовании 2016 года Российская Федерация заняла 1-е место с результатом 581 балл, обогнав Сингапур - 576 баллов, и Гонконг - 569 баллов.Всего в PIRLS-2016 приняли участие более 340 тысяч учащихся из 50 стран и 11 территорий, в том числе 4577 выпускников начальной школы из 206 школ 42субъектов РФ.
Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева прокомментировала итоги исследования.
- Результат наших школьников в PIRLS-2016 подтвердили высокое качество нашего начального образования, нацеленность российских образовательных стандартов на развитие читательской грамотности. Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно, - отметила Министр.
За Россией, Сингапуром и Гонконгом в рейтинге стран-участниц следуют Ирландия (567 баллов), Финляндия (566 баллов), Польша и Северная Ирландия (по 565 баллов), Норвегия, Тайвань и Англия (по 559 баллов).
В исследовании 2016 года впервые приняла участие Москва, для школ которой было проведено отдельное исследование по стандартам PIRLS. Выборка московских учащихся формировалась независимо от общероссийской выборки, она включала 4289 четвероклассников из 150 московских школ.
Средний результат московских четвероклассников составил 612 баллов. Московские четвероклассники превзошли своих сверстников из всех стран и территорий, для которых проводилось исследование. Они продемонстрировали не только высокие средние показатели читательской грамотности, но и высокую плотность результатов, что свидетельствует о хорошей всеобщей подготовке учащихся.
Справочно
Исследование PIRLS проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA) раз в пять лет среди четвероклассников из разных стран мира.
Цель исследования PIRLS - сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявление и интерпретация различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению.
В исследовании оцениваются в основном два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта, а также чтение с целью освоения и использования информации.
При чтении текстов различного типа в ходе исследования оцениваются следующие умения: нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языка и элементов текста.
Россия уже занимала первое место в исследовании PIRLS в 2006 году, однако в 2011 году уступила его Гонконгу, опустившись на вторую строку. За период с 2011 по 2016 годы российские учащиеся значительно повысили свой результат – на 13 баллов. При этом 70% выпускников начальной школы в России показали высокий уровень читательской грамотности.
минобрнауки.рф
На развитие сайта