До своего сегодняшнего 65-летия Илья Анатольевич Раскин, философ, публицист, журналист, ведущий колонки на нашем сайте, мой друг не дожил меньше двух месяцев... Лучшее слово в этот день - его собственные "Воспоминания о будущем". До самого конца он восстанавливал эти "воспоминания", работая с архивом Э.В.Ильенкова, своего учителя. И ушел в день его рождения - 18 февраля.
Владимир КудрявцевИлья РаскинВОСПОМИНАНИЯ О БУДУЩЕМРецензия на кн.: Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1998*.Наконец-то мы дожили: в "посткоммунистической" России стало возможным издавать марксистскую литературу. Ту, которая в СССР была, фактически, под запретом. Казусом это может показаться только тем доверчивым гражданам (коих, как всегда, хватает), которые диалектику учили не по Гегелю, а по Афанасьеву-Федосееву-Митину-Константинову, и по сей день верят баснословиям о некоем социализме в СССР.
"Изм" этот был агрессивно нетерпим ко всякой серьезной и самостоятельной мысли: философ-марксист Ильенков оказался так же неудобен для государства, как священник Мень, композитор Шнитке... Потому что, если Ильенков – марксист, то тогда кто же такие советские философские академики, кто сидел в отделе пропаганды ЦК? Почувствовать разницу было слишком нетрудно. Почувствовать ее можно и сегодня – сравнив тексты философа Ильенкова и доктора философских наук Зюганова, или, тем паче, известной преподавательницы химии из Ленинбурга. Сегодня это сделать легче, потому что первая большая монография Э.В. Ильенкова "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении" издана – через 41 год после написания – полностью. (Первое издание, сокращенное, изуродованное и переименованное – 1960 г.).
Превращение марксизма из унылой казенной религии в содержательную философию, во многом – его новое открытие – та заслуга Э.В. Ильенкова, которая ставит его в ряд не только с Георгом Лукачем, Эрихом Фроммом, но и с теми, кто развивал идею конкретности на русской почве – И.В. Киреевским, А.С. Хомяковым, И.А. Ильиным, Б.П. Вышеславцевым. Бессмысленным представляется спор: то ли Ильенков вычитал из Маркса то, что написал, то ли "вчитал" в него собственные мысли. В любом случае, он сегодня наличествует в истории как отечественной, так и мировой философии под собственным именем.
Разумеется, заслуга эта была прижизненно замечена и достойно вознаграждена: путь к преподаванию на философском факультете МГУ был Ильенкову закрыт раз и навсегда, а профессиональная деятельность философа осложнялась систематически и всемерно.
Читать "Диалектику абстрактного и конкретного" тяжело, интересно и полезно. Тяжело – потому что стилистика и лексика 60-х, легко опознаваемая даже в сугубо специальном тексте, сегодня воспринимается далеко не безоговорочно. Тяжело – потому что без определенной подготовки освоение Ильенкова весьма затруднительно: иллюстрация к статье В.Ф. Асмуса "Чтение как труд и творчество".
Интересно – так как наследие 60-х, "как бы" преодоленное и устаревшее, обнаруживает содержания, до которых "продвинутой" современности еще расти и расти (как, впрочем, и до Платона со Спинозой). Можно заодно убедиться в том, что философия марксизма остается на сегодняшний день одной из самых малоизвестных и эзотерических.
Полезно – хотя бы для того, чтобы стало понятнее, почему большинство попыток понять то, что происходит, остаются безуспешными. Просто потому, что понятия (которыми понимают), и представления (книга Ильенкова также и об этом) – разные вещи, о чем 99% политологов, социологов, аналитиков и политиков не имеют ни понятия, ни представления.
Казалось бы, говорить сегодня доброе слово о Марксе с измом – либо стеб, либо диагноз. Но. На всякий случай, к сведению. Заботливые и состоятельные родители устраивают детей в приличные школы. В те, например, которые работают по методу развивающего обучения.
Автор метода – недавно ушедший от нас академик В.В. Давыдов, ученик и коллега Э.В. Ильенкова. Основы метода изложены в книге "Виды обобщения в обучении", написанной под непосредственным влиянием "Диалектики абстрактного и конкретного", написанной под непосредственным влиянием "Капитала". Дух, господа, дышит, где хочет.
*Рецензия была принята к печати журналом "Вечерняя Москва", но, в связи с закрытием журнала в августе 1998 г., не опубликована. - Прим. автора.
На развитие сайта