Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Новый курс, или Путь к школе будущего?

Новый курс, или Путь к школе будущего?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 368
  •  
    • 1
Олег Смолин
Олег Николаевич Смолин

1. Почему, на Ваш взгляд, в массе рассматриваемых в Госдуме законопроектов большую часть занимают вопросы образования?

Вопросы образования – действительно одна из главных тем думских дискуссий. И причин тому две.

Первая – национальная безопасность. Очевидно: без образования нет ни науки, ни высоких технологий, ни космоса, ни обороны. А в последнее время в мире развернулась острейшая борьба за «человеческий капитал».

По данный кудринского центра стратегических разработок, с 1990-х годов из России уехали около 18 млн человек. Для сравнения: после страшной гражданской войны прошлого века – 3-4 млн. Не случайно Герман Греф заявил: вывоз человеческого капитала из России по своим катастрофическим последствиям превосходит вывоз капитала обычного. Справка: за послесоветское время из страны было вывезено около двух трлн долларов. Сколько же мы потеряли от «утечки умов», для которых власть не создала нормальных условий?

Причина вторая – кадры, которые, как известно, решают все. Слава Богу, во фракции КПРФ есть кому писать законы в области образования и отстаивать их в парламенте и обществе. Но об этом ниже.

2. Какие процессы, происходящие в образовании сегодня, будут, на Ваш взгляд, иметь далеко идущие негативные последствия?

Чтобы перечислить такие процессы, не хватит целой газеты. Назовем лишь некоторые.

1. Экономия на детях и студентах. По сравнению с советскими временами, финансирование образования в 1990-х сократилось в восемь раз. После этого до 2012 года росло. Затем опять сокращалось. В итоге сейчас в реальных деньгах образованию дают, по крайней мере, вдвое меньше, чем было в советский период. Большинству школ, вузов, детсадов и особенно учреждениям дополнительного образования денег ни на что не хватает.

Между прочим, за антисоциальный и антиобразовательный бюджет 2018 года в Думе проголосовали не только единороссы, но и ЛДПР.

2. Низкий статус педагогов. По данным Общероссийского народного фронта, в 75 регионах России из 85 майские указы Президента в части оплаты учительского труда не исполняются. При этом средний учитель работает на полторы ставки. А разница в оплате педагогического труда между регионами почти достигла пяти раз. Где равная оплата за равный труд? В итоге только за один учебный год количество педагогов, довольных своим положением, сократилось вдвое: с 42 до 22%.

3. Ограничение доступа к высшему образованию. В советский период на 10 тысяч населения приходилось 220 студентов, которые учились бесплатно. Сейчас таких студентов 130 – на 40% меньше! Остальным приходится платить, и это снижает и без того нищенские пенсии и заработные платы.

4. Безумная бюрократизация. По данным думского комитета по образованию, каждое учебное заведение ежегодно в среднем заполняет 300 отчетов почти по 12 тысячам показателей. Согласно международным исследованиям, российский учитель оказался мировым рекордсменом по количеству времени, которое он тратит на бумаги, отчеты и другую бессмысленную и вредную работу. Не случайно директор школы на наших слушаниях сформулировал новый принцип образовательной политики: Дети! Уйдите из школы. Не мешайте реализовать закон об образовании!

5. Катастрофическая ситуация со здоровьем школьников. Согласно данным академических институтов, более 60% детей школьного возраста имеют серьезные проблемы с физическим здоровьем. Еще хуже со здоровьем психическим. По данным главного психиатра России Зураба Кекелидзе:

- 60% дошкольников страдают психическими аномалиями;

- аналогичный показатель среди школьников – 70-80%.

6. Перевод вузов на англо-американские стандарты – болонский процесс. Власти применили его так тупо, что во многих случаях он превратился в болванский. Не случайно ректор МГУ В.А. Садовничий недавно признал это решение ошибкой и предложил вернуться к классической советской системе.

Страна уже испытывает острую нехватку кадров по многим инженерным специальностям, нехватку врачей и педагогов, особенно на селе. И это не только из-за денег, но во многом из-за бездумного следования иностранным образцам.

Итог – угроза нарастания отсталости страны. Между прочим, даже В.В. Путин назвал эту угрозу главной. Но не объяснил, почему в 2008-2016 годах наша экономика «росла» (скорее – ползла) по 0,2% в год, а в 2017 году прибавила менее 2%, тогда как рост мировой экономики – по 3,5% в год. Это все равно, что на кобыле догонять современный автомобиль.

3. Какие значимые законопроекты в области образования Вам удалось «продавить», а какие единороссы «списали в архив»?

Политической оппозиции, как правило, трудно подготовить фундаментальные законы. Они требуют высокой квалификации и больших денег. Например, разработка действующего закона об образовании обошлась бюджету более чем в миллиард рублей. Мы наши законы готовим, что называется, на энтузиазме. И если бы не мой и моего помощника многолетний опыт в этой области, такие законы бы не появились.

Именно этот опыт позволил дважды вносить фундаментальные законопроекты: «О народном образовании» и «Об образовании для всех». Первоначально они вносились четырьмя профессорами, среди которых два академика: академик Алферов; профессор Зюганов; профессор Мельников и автор этих строк. И это не считая более 90 законов и законопроектов об образовании, подготовленных мною за время депутатской работы. В этих законах предложены не просто частные улучшения, но принципиально иной курс образовательной политики. Каждый законопроект обсуждался в бурных парламентских дебатах, и по каждому мы давали настоящий бой представителям партии власти.

И хотя большинство наших законов ею провалены, действие некоторых педагоги чувствовали и чувствуют многие годы. Среди них:

- пенсия за выслугу лет (досрочная пенсия) для тех, кто имеет 25-летний стаж и работает в учреждениях для детей (хотя правительство всячески урезает круг получателей);

- 25-процентная надбавка для педагогов на селе (хотя теперь ее стараются растворить в так называемых новых системах оплаты труда);

- право за счет бюджета повышать квалификацию один раз в три года;

- сохранение и расширение возможностей поступления в вузы для абитуриентов с инвалидностью;

- наконец, сам принцип, согласно которому зарплата в школах, детсадах и учреждениях допобразования детей должна быть не ниже средней по региону, а зарплата в вузах – не ниже двух средних. Правда, мы требовали, чтобы такая зарплата привязывалась не только к средней по региону, но и к средней по стране, и выплачивалась за одну ставку, а не за полторы, как сейчас.

Печально, что единороссы дважды отклонили наши фундаментальные законы, в которых были собраны практически все требования педагогов, родителей, студентов и профсоюзов. Чего мы добивались, каждый желающий может узнать, зайдя на сайт www.smolin.ru и посмотрев сравнительную таблицу действующего законодательства и наших предложений.

Многократно отклонялись также наши законы:

- о добровольности единого госэкзамена;

- о запрете на ликвидацию сельской школы;

- о запрете на ликвидацию или реорганизацию учебные заведения без согласия законодательных органов, в ведении которых они находятся:

- вузы – без согласия Госдумы,

- техникумы и колледжи – без согласия Законодательных собраний регионов,

- школы детские сады и учреждения дополнительного образования – без согласия представительных органов местного самоуправления. И т.д., и т.п.

В заключение о главном.

В стране и мире продолжается борьба двух направлений образовательной политики: элитарного (качественное образование - для богатых и управляющих) и социального (качественное образование – для всех).

Первое направление обычно не провозглашают, зато реализуют на практике:

- за послесоветское время количество школ сократилось на 28 тысяч, причем большинство из них закрыли на селе;

- количество государственных вузов только за 2014-2017 годы уменьшилось на 17%, а их филиалов – более чем вдвое;

- в реальных деньгах студенческая стипендия сократилась в вузах – примерно в шесть раз, в техникумах (ссузах) – почти в 15 раз;

- ставка начинающего учителя в Омской области – почти в 2,5 раза. И т.д., и т.п.

Министр образования и науки Ольга Васильева, придя в правительство, предложила много хороших идей. Однако затем ей, видимо, дали понять: свобода министра ограничена курсом правительства. А правительство менять курс не собирается.

Социальное направление в образовательной политике выражается в наших законах и законопроектах, а на практике я наблюдал его в школе, которую на деньги совхоза им. Ленина построил Павел Грудинин. Много раз бывая за границей, такой школы не видел ни разу. Для детей там есть все: от суперсовременных кабинетов и мастерских, где создают роботов, до телестудии и прекрасных помещений для отдыха. Но самое главное – для детей все это бесплатно, включая всю систему дополнительного образования.

Между прочим, два с лишним миллиарда рублей, которые потрачены на школу, могли бы сделать Грудинина миллиардером. Но он предпочел отдать их детям. Знаю людей, которые из центра Москвы переселились в совхоз им. Ленина для того, чтобы учить детей в такой школе.

Две с половиной тысячи лет назад Сократ произнес знаменитую формулу: В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Современная образовательная политика многим светить не дает. Она нуждается в новом курсе.

www.smolin.ru




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Минтруд предложил продлить выплаты материнского капитала до 2050 года
18-09-2013
Минтруд предложил продлить выплаты материнского

Размер Нобелевской премии уменьшился на 20 процентов
12-06-2012
Размер Нобелевской премии уменьшился на 20

Информация к разным размышлениям. Ученых считают по головам
09-12-2005
Информация к разным размышлениям. Ученых считают

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Декабрь 2018 (8)
Ноябрь 2018 (27)
Октябрь 2018 (27)
Сентябрь 2018 (41)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх