Станислав Говорухин Вчера СМИ «похоронили» режиссера Станислава Говорухина. А сегодня он умер.
Мы должны быть благодарны Станиславу Сергеевичу уже за то, что он сделал экран – большой и маленький, телевизионный –
местом встречи с Владимиром Высоцким. Встречи, встреч, которых так не хватало и зрителю, и самому Высоцкому.
Но даже если бы Говорухин ни разу не снял бы Высоцкого, его таланта не убыло бы ни на крупицу. А «встреча» в этом смысле была символической. И не последовало за ней никаких пафосных рассказов о том, какими они были близкими друзьями, чем приходилось жертвовать ради этой дружбы, как «спасал» и «отстаивал» Высоцкого… Наоборот: «…Не я пригласил Высоцкого на картину «Место встречи изменить нельзя», а он – меня». Бр. Вайнеры сочли, что их роман «Эра милосердия» можно экранизировать, непременно с Высоцким в главной роли, а уже Высоцкий предложил снять фильм Говорухину.
Разве – «маленькие хитрости», без которых в СССР вообще было трудно снять что-то стоящее. А все по-настоящему стоящее не бывает однозначным.
Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но это происходило в те времена, когда он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут - такая одиозная фигура - в пятисерийном фильме! Поэтому я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал руководству пробы, я показал и эти пробы, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило.
- Конечно, только Высоцкий! - сказали они и довольно легко утвердили его на роль.
«Можно по-разному оценивать общественную и государственную деятельность…» - в таких случаях всегда звучит пошло. Речь о человеке, который не нуждается в оправданиях, как бы ни расходились наши правды. Говорухину было не безразлично, что творится вокруг. В том числе, вокруг его зрителя, с самим этим зрителем (в отличие от безразлично-безличного парламентского большинства). Говорухину было не безразлично, что происходит в том месте, где встречаемся мы все, а потому не можем быть безразличны друг другу. Небезразличие – это всегда пристрастность, несовпадение взглядов, мучительный поиск общего… Художник и в тоге «государственного деятеля» выражает это острее.
О Говорухине можно сказать примерно то же, что он сам сказал о Высоцком:
Нашел в записной книжке такую запись. «Володя: у меня все наоборот - если утону, ищите вверх по течению».
Откуда это? Так не похоже на Высоцкого. Он был человеком, который твердо знал - куда, ради чего и на что он идет. Хотя...
«Хотя…» - ключевое слово. Но своим сомнениями Говорухин и Высоцкий отныне могут поделиться только друг с другом. Хотя… все эти сомнения – в образах, которые они создавали вместе и по отдельности.
Жизнь – «место встречи» небезраличных людей. С уходом Говорухина на этом месте образовалась большая пустота.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта