Ни идеализация одних политиков, ни демонизация других (равно как и наоборот) не убавляет того по-настоящему человеческого и человечного, что исторически накопилось и закрепилось в людях. Часто — вопреки жизненным обстоятельствам, в том числе, политического происхождения. Политики, не понимающие этого, идут против истории, которую волей-неволей творят люди, копя, закрепляя, наращивая все это… Стоит ли, размахивая политическими флагами, шагать навстречу очередному паровозу истории? Прислушайтесь к мудрому Юрию Росту.Владимир КудрявцевЮрий Рост
Ну и кто победил в той поганой войне?
Сразу после Нового года я летел в Тбилиси. Грузинскому патриарху Католикосу Илие II должно было исполниться 85 лет, и мы с моим другом актером Гоги Харабадзе и его сыном Георгием, работающим в компании «Шелковый путь», решили сделать фотовыставку его портретов в подарок этому замечательному человеку, с которым поддерживаем дружеские отношения многие десятилетия.
Самолет был набит под завязку настороженными русскими туристами.
Конечно, во многих российских семьях существует основанное на опыте предание о друге-грузине, о красотах страны, о невероятном гостеприимстве, винах, кухне… Грузинская литература, театр, кино, певцы, танцоры, художники, скульпторы и музыканты вошли в нашу жизнь радостным участием. Как родные и близкие. Но для нашего нынешнего высокомудрого государства Грузия — страна, с которой Россия воевала и с которой порвала дипломатические отношения.
И вот наши запропагандированные граждане, зажав в руке паспорта, опасливо идут к паспортному контролю. А там им мгновенно ставят въездной штамп и вручают бутылку «Саперави». Каждому. Добро пожаловать, дорогой гость! И они, обретя улыбку и не расставаясь с ней вплоть до возвращения в Домодедово или Внуково, пребывают в атмосфере доброжелательства, с которым как раз большие проблемы на нашей родине.
Чуть не полтора миллиона российских подданных каждый год свободная Грузия завоевывает одной правой, протянутой для дружбы рукой.Ну и кто же, спрашивается, победил в той поганой войне десятилетней давности?
Грузины отделили российского человека от российского государства и сохранили историческую к нам привязанность.
И мы (я имею в виду здоровых, не задавленных злобной патриотической пропагандой людей) свою не потеряли.
Любовь оказалась сильнее самодовольной агрессии и имперского хамства. Ну-ка отгадайте, какую компанию я выберу, если на одной стороне будет премьер-министр, бывший тогда президентом, или президент, бывший тогда премьер-министром, а на другой — мои друзья — Гоги Харабадзе, Отар Иоселиани, Буба Кикабидзе, Робик Стуруа, Гия Канчели, Миша Чавчавадзе, никогда не предававшие святых отношений, которые с трудом вырабатывались двести совместных лет и всю нашу жизнь?
Обиды прошлого не забудутся, но плодить новые, отбивая у будущих поколений доверие к близким нам по литературе, культуре, вере соседям и друзьям, — глупая затея. Может быть, самая глупая в нашей политической жизни.
Протяните руку в ответ или будьте первыми.
Хватит позориться, пора войну кончать.
www.novayagazeta.ru